суббота, 30 мая 2015 г.

Библиография

Всем – привет!
Предлагаю коллегам собственную разработку сценария библиографического КВН, который был проведен среди студентов колледжа (1 курс). Предварительно прошли занятия – библиотечные уроки, часы информационной культуры, беседы по темам: «Что такое информационная культура личности», «Библиография: её виды, задачи, назначение», «СБА  (справочно-библиографический аппарат библиотеки): методика поиска нужной информации», «Мир книги: справочный аппарат издания»  и др. КВН являлся как бы итоговым занятием и он не сложный, учитывая тот факт, что студенты-первокурсники были набраны после 9 класса, в основном, из сел и деревень.
Важно позаботиться о призах для победителей. Мы в качестве призов покупали два торта – побольше – для команды-победителя и поменьше – для 2-ой команды.
Сценарий библиографического КВН 
«Тайны Страны Библиографии»
Ведущий:               Дорогие друзья! 
Мы с вами освоили несколько библиотечных уроков, в том числе и о такой библиотечной науке как Библиография. А сегодня мы хотим пригласить вас принять участие в КВНе, но не простом, а библиографическом, где вы имеете возможность продемонстрировать все свои знания, навыки и умения, которые получили на наших библиотечных уроках.
Итак, начинаем с вами необычный конкурс – Конкурс Веселых и Находчивых! А в качестве веселых и находчивых у нас будут выступать две команды из вашей группы. Они продемонстрируют нам свои знания и эрудицию, проявят неудержимую фантазию, быстроту ума, покажут нам свою информационную культуру и библиографическую грамотность, а самое главное – умение перевоплощаться. Да-да, не удивляйтесь. Сегодня,  на время конкурса, обе команды перевоплотятся в сотрудников библиотеки, библиотекарей и библиографов, представят себе, что они работают в библиотеке. И от того, насколько правдиво и достоверно им удастся это сделать – зависит их победа в конкурсе.
Итак, вызываются команды (названия команд)….. Капитаны команд  (ФИО)…….. Просим вас занять свои места.
(Звучит музыка, команды выходят и садятся).

А теперь я представляю наше уважаемое жюри, в которое вошли серьёзные и беспристрастные люди, умеющие, тем не менее, ценить юмор, находчивость и красивые ответы. В составе жюри конкурса (ФИО)……Просим уважаемых членов жюри занять свои места.
(Звучит музыка,  члены жюри занимают свои места)

Наш конкурс включает несколько разнообразных заданий. Все ответы участников будут оцениваться по 5-ти балльной системе. Наибольшие симпатии и количество баллов завоюет та команда, которая во всех заданиях сможет уложиться в отведенное время. Более неудачливым соперникам придется смириться с потерей одного балла. Команда, победившая в конкурсе, получит награду – вкусный торт, а также право – быть почетными читателями нашей библиотеки.
Начинаем наш библиографический КВН. Команды настроились на борьбу? Итак, мы начинаем КВН!
«Разминка»
Первое задание: придумать название команды, эмблему, девиз. Приветствия команд.

Второе задание: Какие пословицы, поговорки, которые посвящены   книге, чтению, слову  вы знаете?
Ответ: Буквы кривые, да смысл прямой. 
Книга книгой, а мозгами двигай. 
Книга подобна воде, пробьет дорогу везде. 
Книги читай, а дела не забывай. 
Красна птица перьем, а человек – ученьем. 
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. 
Грамоте учиться – всегда пригодится. 
Век живи, век учись. 
Переученный хуже недоученного. 
Писать – не языком чесать. 
С книгой жить – век не тужить. 
С книгой поведёшься – ума наберешься. 
Смотрит в книгу, а видит фигу. 
Чтение – лучшее учение. 
Доброе слово и кошке приятно. 
Слово – серебро, молчанье – золото. 
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. 
Книга мала, а ума придала.
Книги читать – не в ладушки играть. 
Не красна книга письмом, а красна – умом.

Третье задание: А теперь отгадайте загадки:
Для 1-й команды: 
а) Черные кривые, от рожденья все немые,
   Станут в ряд – сейчас заговорят.
   (буквы)
б) Что у Бога есть, у царя нет,
    у Бориса впереди, у Глеба – позади,
    у бабы две, а у девки – ни одной? 
    (буква «Б»)
Для 2-й команды: 
а) Не куст, а с листочками,
    Не рубашка, а сшита,
    Не человек, а  рассказывает.        
    (книга)
б) Чего нет в России, найдется в Москве,
    Нет в Ленинграде, а видно в Неве.
    (буква «В»)
Разминка закончена. Просим жюри оценить её по пятибалльной системе. (Жюри выставляет оценки)   
А теперь начинается сам Конкурс Веселых и Находчивых. 

Первый конкурс: «Библиографический анонс»
(«анонс» - в переводе с французского – публичное оповещение, объявление, представление).
Представьте, что вы являетесь библиотекарем нашей библиотеки и выступаете перед этой аудиторией.
Задание такое: вы получите сейчас по одной книге, в течение  5  минут   вам разрешается познакомиться с ней, а потом вы нам сделаете «библиографический анонс» этого издания, т.е. расскажите, о чем эта книга, чем она интересна, для кого предназначена. 
(Вспомните, пожалуйста, о справочном аппарате книги: вступлении, оглавлении, аннотации, вспомогательных указателях).
Пожалуйста, проходите, готовьтесь.

Пока наши участники готовятся, я предлагаю вам прослушать краткий обзор-рекламу молодежных журналов и газет, а также журналов в помощь учебе.
(Дается  экспресс-обзор молодежной периодики – 5 - 7 минут,  обращается внимание на выставку «Периодика в помощь учебе»)

А теперь давайте выслушаем наших «библиотекарей»
(«библиографические анонсы»  участников)
Просим жюри оценить уровень ответов наших «библиотекарей» по пятибалльной системе. 
 Переходим к следующему конкурсу.

Второй конкурс: «Справочники, словари – нам помогут всё найти!» (СБФ  библиотеки:  энциклопедии, словари,  справочники).
Представьте, что вы являетесь библиографом нашей библиотеки и выполняете запросы читателей (вспомните, что мы рассказывали о профессии библиографа).
Вот здесь, на выставке: «Знакомьтесь: справочные издания!» очень много различных словарей, справочников, энциклопедий. Сейчас я вам раздам карточки с заданиями. А ответы на них вы можете найти в справочной литературе, которая представлена на этой книжной выставке.

Для 1-й команды: 
1) Кто такой  Джон  Кеннеди? Кратко  расскажите о нем. Ответ:  БСЭ, Т.12, С.45;  Кто есть кто в мире: справочник. С.669

2) Что означает слово «рекреация»?
Ответ: Словарь иностранных слов. С.436.

Для 2-й команды: 
1) Что вы можете рассказать об Ираке? (Территория, население, площадь).  Ответ: Страны мира: справочник. С.154.; БСЭ, Т.10, С.394.
Страны  и  народы: универсальная  энциклопедия  для юношества. С.284

2) Что означает слово «холерик»?
Ответ: Словарь иностранных слов. С.561, 718.
Ожегов. Словарь русского языка. С.707.    
Психологический словарь. С.438.

Просим жюри оценить уровень ответов наших «библиографов» по пятибалльной системе. Переходим к следующему конкурсу.
Третий конкурс: «СБА библиотеки – ключ к поиску информации»: (Умение пользоваться каталогами и картотеками библиотеки).
Вы все прекрасно знаете, что в каждой библиотеке есть свой СБА (справочно-библиографический аппарат). Это система каталогов и картотек, которая отражает весь фонд библиотеки, это СБФ, это архив выполненных справок.  
В структуру СБА входят: алфавитный и систематический каталоги, СКС (систематическая картотека статей), краеведческая картотека и множество других вспомогательных картотек. Вспомните, пожалуйста, наши уроки. Сейчас вы выступите в той роли, в которой находитесь и в реальной жизни – в роли читателей нашей библиотеки. Вам будут даны задания, которые учитывают ваше умение пользоваться каталогами и картотеками нашей библиотеки.

Для 1-й команды: 
1) Определить, какие есть в библиотеке книги российского писателя, пишущего в жанре увлекательного исторического романаВалентина ПИКУЛЯ.   (алфавитный каталог)
2) Найдите, какие издания по детской психологии есть в нашей библиотеке  (систематический каталог, СКС) 

Для 2-й команды: 
1) Определить, есть ли в нашей библиотеке книги известного современного российского писателя – фантаста – Василия ГОЛОВАЧЕВА.  (алфавитный каталог)
2) Найдите, какие издания по инфекционным заболеваниям есть в нашей библиотеке (систематический каталог, СКС)

Пока наши участники выполняют задания, я предлагаю вам прослушать краткий обзор-рекламу новинок медицинской литературы.
(Дается экспресс-обзор новых поступлений литературы медицинской тематики – 5 - 7  минут (выставка «Новые поступления по медицине»)

Просим жюри оценить уровень ответов наших читателей по пятибалльной системе. Переходим к последнему конкурсу
Четвертый  конкурс: «Конкурс находчивых и смекалистых» (шуточные задания)
Для 1-й команды: 
1) Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей?  (у рыб есть зубы)
2) Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив её?  (подождать, пока она улетит)

Для 2-й команды: 
1) Как правильно сказать: гегепопотам, гигепопотам, гегипопотам, гигипопотам?  (гиппопотам)
2) Объясните, когда человек бывает в комнате без головы? 
 (когда высовывает голову из форточки)

Просим жюри оценить ответы  наших читателей за этот конкурс по пятибалльной системе и подвести общий итог нашего состязания.
Итак, слово жюри. 
Победителем в нашем библиографическом КВНе: «Тайны страны Библиографии» стала команда….. Вручаем ей заслуженный приз. Поощрительным призом награждается вторая команда. Надеемся, что тайны такой библиотечной науки как Библиография, сегодня для многих оказались открытыми и разгаданными. Новых вам успехов на поприще знания, здоровья и счастья в вашей личной жизни! До новых встреч, друзья!
                       (звучит красивая,  легкая  музыка)

4 комментария:

  1. Спасибо, очень интересное мероприятие

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Владимировна, спасибо за добрые слова, Вы - мой первый комментатор этого блога, очень приятно.

      Удалить
  2. Уже дала ссылочку на Ваш сценарий нашим библиографам. Они очень довольны. Спасибо, Мирослава, авторские сценарии - это классно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо большое, очень рада. Сценарий, правда, писала давно, в 2008 г. Его можно осовременить, вопросы задать, приближенные к нашей действительности (ИКТ, ЭК и т.п.)
      Ириночка, благодарю Вас за комментарий, за то, что стали ПЧ блога. С Вашим блогом АРМАВИРОЧКА я уже давно знакома, слежу за его деятельностью и восхищаюсь неутомимой энергией и креативностью сотрудников Вашей библиотеки. Удачи Вам и всего самого доброго!

      Удалить