суббота, 18 февраля 2017 г.

Интересное!

О последней книге Александра Сергеевича Пушкина
Всем – привет!
Дорогие друзья, читатели блога, я приношу свои извинения за столь редкие посты. В силу разных обстоятельств вынуждена уменьшить свою блогодеятельность, подробности здесь.
Но этот блог, в связи с тем, что он связан с работой, с профессией, я буду вести, но менее активно, чем ранее.
Совсем недавно, 10 февраля мы отметили трагическую дату в нашей истории – 180-летие со дня смерти А. С. Пушкина.
Сегодня я приглашаю вас познакомиться с интересной информацией о последней книге А. С. Пушкина и его последними стихами.
Последний раз Пушкин посетил Михайловское в апреле 1836 года. Тогда он написал другу: "Поклон Вам от волн голубой Сороти...". Фото: Игорь Шаймарданов 
За два дня до нового 1837 года Пушкин отправил письмо издателю и типографу Адольфу Плюшару: "Милостивый государь, я совершенно согласен на все условия, которые вы добры были мне предложить относительно издания тома моих стихотворений... Итак, решено, что вы распорядитесь отпечатать его в 2500 экземплярах, на бумаге, которую сами выберете..."
30-летний Плюшар унаследовал свою образцовую типографию от отца и по праву считался лучшим издателем Петербурга. Многие издания Плюшара были сразу признаны шедеврами типографского искусства. Плюшаровское клеймо на книге было знаком ее высочайшего качества. Пушкин часто бывал в книжном магазине Плюшара и был лично знаком с молодым талантливым издателем. 
Однажды у Плюшара возникла идея выпустить образцовое издание лучшего русского поэта. Пушкин живо откликнулся, ведь он глубоко понимал и высоко ценил типографское искусство. Очень важным было и то, что Плюшар без промедления передал Александру Сергеевичу аванс - 1500 рублей. Поэт был в тисках долговых обязательств, и деньги Плюшара хотя бы ненадолго ослабили его душевные терзания. Пушкин вернулся к письменному столу и взялся за составление плана издания. Книга избранных произведений должна была начинаться с лирических стихотворений, далее следовали элегии, сказки, а в завершение -- "Смесь".
Татьяна. Рисунок Пушкина в черновой рукописи  "Евгения Онегина". 1824 г.
Сегодня такое издание адресовали бы "для семейного чтения". Быть может, составляя свое избранное, Пушкин думал не только об абстрактном читателе, но и о жене, детях, и представлял, как вокруг этой книжки собирается вечером вся семья.
Стихотворения, предназначенные для сборника, Пушкин переписывает в отдельную тетрадь. В "Описи сочинениям...", составленной Жуковским после гибели Пушкина, эта тетрадь значится под шестнадцатым номером (пункт первый) и называется "Мелкие стихотворения". Позднее эта тетрадь, по виду напоминавшая книгу в твердой обложке, пропала бесследно. Осталась лишь рукопись переписчика.

Судя по всему, в пропавшем сборнике было не менее пятидесяти стихотворений. Все они известны по прижизненным публикациям и другим автографам, но ведь Пушкин не просто переписывал свои стихотворения, он их редактировал, дописывал, совершенствовал! В этой тетради могли быть и рисунки Александра Сергеевича.

В последний месяц перед дуэлью Пушкин строит планы и не собирается умирать. Пишет отцу в конце декабря 1836 года: "Следующий год будет лучше, надеюсь..."
И пусть уже где-то собрана морошка, Пушкин каждый день садится к рабочему столу, чтобы готовить свою заветную книгу.
После гибели поэта опека, учрежденная над его семьей, вернула Адольфу Плюшару всю сумму аванса. Книгу Пушкина он так и не издал. Наступила другая эпоха, и Плюшар поспешил за массовым читателем: выпускал "Библиотеку путешествий", сборники анекдотов, журнал "Весельчак"...
В 1990-х годах пушкинисту-текстологу Алексею Александровичу Макарову удалось реконструировать состав и тексты пропавшей пушкинской тетради. Сегодня публикуются четыре стихотворения из тех, что Пушкин отобрал для своего издания - увы, несостоявшегося.

Стихи из последней тетради
Каков я прежде был, таков
и ныне я:
Беспечный, влюбчивый,
вы знаете, друзья,
Могу ль на красоту взирать
без умиленья,
Без робкой нежности
и тайного волненья.
Уж мало ли любовь
играла в жизни мной?
Уж мало ль бился я,
как ястреб молодой,
В обманчивых сетях,
раскинутых Кипридой,
А не исправленный
стократною обидой,
Я новым идолам несу
мои мольбы...
***
Не дай мне Бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.
Силен и волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.
И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса.
Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака,
И сквозь решетку, как зверка
Дразнить тебя придут.
А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров;
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей
ночных,
Да визг, да звон оков.

Стихи, сочиненные ночью
во время бессонницы
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь,
скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...
***
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали!
И легковерные мечты...
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

Интересные ссылки
Блог Любови Брюховой МИРЫ БИБЛИОТЕК (история установления авторства известного романса «Натали»)

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Мирослава! Спасибо за этот замечательный пост! Хоть изредка, но всё же появляйтесь в блогосообществе, я даже не представляю его без Вашего участия! Ваши интересные, качественные, насыщенные информацией посты нам! Сил, здоровья, радости и всех благ Вам, уважаемая Мирослава!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, добрый вечер!
      Спасибо большое за поддержку, за Ваш позитивный комментарий, за добрые слова в адрес блога. Буду стараться по мере возможности появляться хотя бы в одном блоге.
      Искренне благодарю за постоянный интерес к моим блогам. Всего Вам самого доброго, успешного и позитивного!

      Удалить
  2. Мирослава, я так рада, что вы будете вести "Записки библиотекаря". Надеюсь, что вы когда-нибудь вернетесь и к вашим замечательным Непричесанным мыслям. Огромное спасибо за интересный пост, за последние стихи А.С. Пушкина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, добрый вечер!
      Я тоже очень люблю свои "Непричесанные мысли", туда помещала всё, что трогало мою душу, что нравилось и чем хотелось поделиться с друзьями-блогерами. Надеюсь, подрастет младший новорожденный внучок, времени станет побольше.
      Ирина Михайловна, я искренне тронута Вашим добрым отношением к блогам. Спасибо Вам огромное за постоянное внимание, комментарии и поддержку. Добра, благополучия, удачи и успехов Вам и Вашим родным и близким!

      Удалить
  3. Мирослава, как всегда, ваш материал информативен, полезен. Люблю лирику, задержалась надолго у Вас, а потом еще и томик стихов Пушкина достала)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, добрый вечер!
      Вот и у меня с Пушкиным такая же история - если начинаю его читать, то это надолго. Сейчас очень много в связи с годовщиной его смерти в Интернете появилось интересных материалов и публикаций, много нового для себя узнаешь.
      Я стихи Пушкина очень люблю, есть в них какая-то скрытая магия и духовная сила, которая наполняет позитивной энергией и радостью.
      Очень рада Вашему комментарию и интересу к посту. Искренен Вас благодарю и за отзыв, и за постоянное внимание к блогу. Здоровья, счастья, удачи и всего самого светлого и доброго в Вашей жизни!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Мирослава! Спасибо, что поделились интересной информацией о последних творческих работах А.С.Пушкина, с удовольствием прочитала!
    Искренне хочу пожелать Вам семейного счастья и благополучия, чтобы все Ваши близкие были здоровы и счастливы! И конечно, желаю продолжить Ваше успешное блоготворчество и буду ждать новых интересных постов :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, здравствуйте!
      Прошу прощения за задержку с ответом на Ваш комментарий. Вот в выходной только немного освободилась. Спасибо огромное за добрые пожелания и комментарий. Мне самой нравится вести блог. Постараюсь Вам не разочаровать. Искренне благодарю за поддержку. Всего Вам самого доброго и весенне-позитивного!

      Удалить