суббота, 29 апреля 2017 г.

Сценарии

Библиотечно-библиографический турнир
«Штурманы книжных морей»
Всем – привет!
Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию турнир для школьников, посвященный библиотечно-библиографической грамотности. Турнир проводился для старшеклассников после знакомства их с циклом библиотечных уроков. 
Турнир включает в себя разминку и пять туров. Задания несложные. Они готовились в 2010 г. и, конечно, немного устарели. Их можно обновить, особенно можно обновить и дополнить 4-ый тур «С компьютером на «ты». Надеемся, что турнир пригодится библиотекарям, особенно проживающим в сельской местности.
Библиотечно-библиографический турнир
«Штурманы книжных морей»
Ведущий:
Дорогие ребята, здравствуйте!
Кто из вас любит познавательно-развлекательные игры, конкурсы, викторины?  Кто попробует завоевать звание «Лучшего штурмана книжных морей»?  Это, наверняка, удастся тому, кто обладает определенной читательской культурой, минимумом библиотечно-библиографических знаний, умеет пользоваться СБА (справочно-библиографическим аппаратом), словарями, энциклопедиями, справочниками; кто знает и умеет пользоваться компьютером, отличается сообразительностью, находчивостью, прекрасным чувством юмора. 
Мы искренно хотим, чтобы каждый из вас получил это звание. Удачной игры и счастливого вам плавания, штурманы! Кстати, а что значит слово «штурман»?(Ответы учащихся) (Штурман - специалист по вождению судов, летательных аппаратов).
Приглашаем членов жюри занять свое место. Задания каждого тура оцениваются  по трёхбалльной системе. Счастливого плавания вам, штурманы книжных морей!

РАЗМИНКА (общая для команд):
1-й  тур: «Знаете ли вы русский язык?»
Ведущий: Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором повторяете их во множественном числе.
Кот – коты         Рука – руки     Слива – сливы    День – дни
Плот – плоты     Дуга – дуги      Грива – гривы    Пень – пни
Грот – гроты      Мука – мука     Диво – диво      Лень – лень
                
Ведро – вёдра        Беда - беды       Цыпленок - цыплята    
Бедро – бёдра        Еда – еда           Козленок – козлята
Метро – метро                                 Бочонок – бочки

2-й  тур разминки: «А ну-ка, отгадай!»
Ведущий: А теперь отгадайте загадки, связанные с темой нашего турнира («штурманы книжных морей»).
1) Черные, кривые, от рожденья все немые, станут в ряд – сейчас заговорят.  Что это?    (Буквы)
2) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.  Что это?    (Книга).
3) Что у Бога есть, а у царя нет, у Бориса впереди, а у Глеба – позади, У бабы две, а у девки – ни одной.    (Буква «Б»)
4) Чего нет в России, найдется в Москве, нет в Ленинграде, а видно в Неве.  (Буква «В»).

Разминка закончена. Начинается сам турнир. Всем настроиться на борьбу. Сейчас вопросы будут касаться основ библиотечно-библиографической грамотности.
1-й тур: «В библиотеке»
1) Сначала это слово не имело никакого отношения к библиотеке. Сейчас им называется то место в библиотеке, где книги выдаются на дом.  (Абонемент
                                    
2) Это перечень всех произведений печати, имеющихся в библиотеке. Он составлен по определенному плану и предназначен для того, чтобы помочь читателю в выборе книг. (Каталог)

3) Назовите самую крупную библиотеку в нашей стране.
(Российская государственная библиотека в Москве, в ней около 35 млн. изданий)

2-й  тур: «Увлекательная библиография»
Ведущий: Я буду называть вопрос и четыре варианта ответов, а вы должны выбрать из них один – правильный.

1) Что или кто не входит в состав СБА (справочно-библиографического аппарата) библиотеки?
а) энциклопедии
б) библиотекари
в) каталоги
г) рекомендательная библиография 

2) На вопрос, есть ли конкретная книга в библиотеке, ответит:
а) систематический каталог
б) алфавитный каталог
в) СКС (систематическая картотека статей)
г) автоответчик

3) Кто или что полнее всего может раскрыть фонд библиотеки по какой-либо теме?
а) библиотекарь
б) друг
в) систематический каталог 
г) справочники

4) Вам необходима свежая информация о последних достижениях в биологии, например, о клонировании. Куда вам стоит за ней обратиться?
а) алфавитный каталог
б) систематический каталог
в) Большая советская энциклопедия
г) СКС (систематическая картотека статей)

5) Какое из этих изданий можно читать выборочно?
а) роман
б) пьесу
в) энциклопедию
г) поэму

6) Какой эмблемой в старину обозначалась библиография?
а) звезда
б) раскрытая книга
в) человек с книгой
г) золотой ключ

7) К какой категории библиотек относится наша библиотека? 
а) научная
б) массовая
в) школьная
г) ведомственная

8) В каком году была основана наша библиотека?
а) 1950
б) 1955
в) 1958
г) 1960

3-й тур: «В мире литературы»
1) О каком из своих произведений Н. Гоголь сказал: «Я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я когда-либо знал и за один раз посмеяться над всем»?  («Ревизор»)

2) Кто из актеров  впервые сыграл роль ревизора в одноименной комедии Гоголя? (В этой комедии нет такой роли)

3) Как звали отца Веры Павловны из романа Чернышевского «Что делать?» (Павел)   
4-й тур: «С компьютером на «ты»
1) Какой вид ионизирующего излучения выпускают мониторы на основе электронно-лучевой трубки?     (Рентгеновское излучение)

2) Какое минимальное расстояние от глаз оператора до экрана монитора считается допустимым? (50 см)

3) Откуда в компьютере исходит самое мощное электромагнитное излучение? (От задней стенки монитора)

4) Какое максимальное время нахождения за компьютером для учащихся 10 – 11 классов является безопасным?    (Не более двух часов в день)

5) Сколько времени в день могут проводить за компьютером  взрослые?  (не более 4 часов в день)

6) Как называется заболевание, при котором человек сильно увлекается Интернетом или компьютерными играми, теряя связь с реальностью? В особо тяжелых случаях заболевание может сопровождаться явлениями, подобными наркотической ломке. (Компьютерная зависимость)
5-й тур: «Для находчивых и смекалистых»
1) Охотник шел мимо болота. Видит: сидят на болоте утки. Сосчитал – 7 уток. Выстрелил охотник – в одну попал. Много ли осталось уток?
(Осталась одна утка, та, которую охотник подстрелил, остальные улетели).

2) Летело 40 страусов. 10 охотник убил. Сколько осталось страусов?  (Страусы не летают)

3) В комнате горело 7 свечей. Проходил мимо человек, потушил две свечи. Сколько осталось?  (две, остальные сгорели)

4) Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, или у рыбей нет зубей? (у рыб есть зубы)

Просим наше уважаемое жюри подвести итоги библиотечно-библиографического турнира «Штурманы  книжных  морей». 
Команда-победительница получает торт,  вторая команда получает поощрительные призы.
Спасибо всем за участие!

8 комментариев:

  1. Спасибо, Мирослава, обязательно дам ссылку коллегам

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо, что заходите в гости и за ссылку отдельное спасибо.
      Всего Вам самого доброго, весеннего настроения!

      Удалить
  2. Ну не могла я пройти мимо анонса, когда увидела очень знакомую желтенькую картиночку. Турнир хороший. Про абонемент не знала, нашла, теперь буду подкованной. А на день библиотекаря поиграю на МО с коллегами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, мне картиночка тоже понравилась, очень позитивная. Рада, что информация пригодится.
      Спасибо за комментарий и за то, что заглянули в гости. Всего самого позитивного и весенне-доброго!

      Удалить
  3. Мирослава, спасибо за сценарий! Интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, Вам огромное спасибо, что заглядываете в гости и комментируете. Всегда рада Вам.
      Хороших выходных и с Праздником!

      Удалить
  4. Ответы
    1. Ольга, добрый день!
      Очень рада, что понравился турнир, что пригодится в работе.
      Спасибо за добрый отзыв, рада видеть Вас в блоге. Хороших Вам выходных и всего самого доброго! С наступающим Праздником! Мира и добра!

      Удалить