суббота, 8 октября 2022 г.

ЦИТАТЫ

Марина Цветаева – цитаты и стихи (к 130-летию со дня рождения)

Портрет М. Цветаевой, выполненный Аидой Лисенковой-Ханемайер

Марина Цветаева - неоплатная наша вина, 
но и любовь наша навечная. Поэт может быть 
бездомным, но стихи - никогда. (Е. Евтушенко)
Сегодня 8 октября – 130 лет со дня рождения талантливого поэта с трагической судьбой – Марины Ивановны Цветаевой. Предлагаю вашему вниманию проникновенные цитаты Марины Цветаевой, стихи из ЦВЕТАЕВИАНЫ.
Её  творчеству,  как  написано  в  Большом  Энциклопедическом словаре, присущи «романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия, интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность».  
К  ее творчеству  невозможно быть равнодушным. Поэтический  дар  Марины Цветаевой был поразительно многолик. Как поэт она непрерывно росла и менялась до неузнаваемости. Без лучших стихов и поэм Цветаевой невозможно представить русскую литературу Серебряного века.
Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи её узнаёшь безошибочно – по-особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации. Это верный критерий подлинности и силы поэтического дарования. Человек  сложной  и  трагической  судьбы,  она  оставила  свой яркий след в поэзии.
«Стихи ее рвутся к миру и как бы пытаются заключить весь мир в объятья» (Г. Адамович). Одним из первых на поэзию юной М. Цветаевой обратил внимание В. Брюсов, отметивший «жуткую интимность» ее стихов. Сама она определяла свою жизнь как «роман с собственной душой».

Марина Цветаева — человек с душой нараспашку. Каждый ее стих — это зеркало жизни. Поэтесса умела любить и отдаваться чувству целиком, умела страдать и сочувствовать страждущим. Каждое ее произведение — это вся она.
В общей истории отечественной поэзии имя Марины Цветаевой всегда будет занимать особое достойное место. 
Стихи Марины Цветаевой
Дружить со мной нельзя
Дружить со мной нельзя, любить меня – не можно!
Прекрасные глаза, глядите осторожно!
Баркасу должно плыть, а мельнице – вертеться.
Тебе ль остановить кружащееся сердце?
Порукою тетрадь – не выйдешь господином!
Пристало ли вздыхать над действом комедийным?
Любовный крест тяжел – и мы его не тронем.
Вчерашний день прошел – и мы его схороним.
Ты солнце в выси мне застишь...
Ты солнце в выси мне застишь,
Все звезды в твоей горсти!
Ах, если бы — двери настежь!—
Как ветер к тебе войти!
И залепетать, и вспыхнуть,
И круто потупить взгляд,
И, всхлипывая, затихнуть,
Как в детстве, когда простят…
Прохожий (Идешь, на меня похожий)
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, –
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Я счастлива жить образцово и просто...
Я счастлива жить образцово и просто —
Как солнце, как маятник, как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой — как всякая Божия тварь.

Знать: Дух — мой сподвижник и Дух — мой вожатый!
Входить без доклада, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато, —
Как Бог повелел и друзья не велят.
22 ноября 1918.
Если душа родилась крылатой...
Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы — и что ей хаты!
Что Чингис-Хан ей и что — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!
18 августа 1918
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»

Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
14 августа 1918.
Золото моих волос
Золото моих волос
Тихо переходит в седость.
— Не жалейте! Всё сбылось,
Всё в груди слилось и - спелось.

Спелось — как вся даль слилась
В стонущей трубе окрайны.
Господи! Душа сбылась, - 
Умысел твой самый тайный.
Источник: Из поэтических сборников М. Цветаевой

ЦИТАТЫ Марины Цветаевой
Мужчины не привыкли к боли — как животные. Когда им больно, у них сразу такие глаза, что всё что угодно сделаешь, только бы перестали.

«Стерпится – слюбится». Люблю эту фразу, только наоборот.
Если я человека люблю, я хочу, чтоб ему от меня стало лучше — хотя бы пришитая пуговица. От пришитой пуговицы — до всей моей души.

Весь наш дурной опыт с любовью мы забываем в любви. Ибо чара старше опыта.
О жизни:
Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение.

Слушай и помни: всякий, кто смеется над бедой другого, дурак или негодяй; чаще всего и то, и другое.

Шутим, шутим, а тоска всё растет, растет...

О, Боже мой, а говорят, что нет души! А что у меня сейчас болит? Не зуб, не голова, не рука, не грудь, – нет, грудь, в груди, там, где дышишь, – дышу глубоко: не болит, но всё время болит, всё время ноет, нестерпимо!
Никакая страсть не перекричит во мне справедливости. Делать другому боль, нет, тысячу раз, лучше терпеть самой. Я не победитель. Я сама у себя под судом, мой суд строже вашего, я себя не люблю, не щажу.

Единственное, чего люди не прощают, — это то, что ты без них, в конце концов, обошелся.

Успех — это успеть.

Насколько я лучше вижу человека, когда не с ним!

Я хочу такой скромной, убийственно-простой вещи: чтобы, когда я вхожу, человек радовался.
Стихи сами ищут меня, и в таком изобилии, что прямо не знаю — что писать, что бросать. Можно к столу не присесть — и вдруг — всё четверостишие готово, во время выжимки последней в стирке рубашки, или лихорадочно роясь в сумке, набирая ровно 50 копеек. А иногда пишу так: с правой стороны страницы одни стихи, с левой — другие, рука перелетает с одного места на другое, летает по странице: не забыть! уловить! удержать!.. — рук не хватает!
Творчество – общее дело, творимое уединенными.
Как таковой жизни я не люблю, для меня она начинает значить, обретать смысл и вес — только преображенная, т. е. — в искусстве. Если бы меня взяли за океан — в рай — и запретили писать, я бы отказалась от океана и рая.
Любимые вещи: музыка, природа, стихи, одиночество.

ИЗ ЦВЕТАЕВИАНЫ
Существует целая поэтическая цветаевиана: почти все поэты серебряного века оставили в ней свой след, Дмитрий Шаховской, ставший впоследствии епископом Сан-Францискским и писавший под псевдонимом «Странник», оставил стихотворение, так и названное —
«Марина»
Ее стихи текли в ее руках. 
И слышалась в прищуренной Марине 
Обузданная смелость ветерка, 
Легко гуляющего по пустыне.
Она держала беззащитный щит. 
Безжалостно и вдохновенно-зорко 
Она в стихах безумных говорит 
Своей единственной скороговоркой.
Ей не хватило, может быть, крыла. 
Но мы не знали, где любовь и милость, 
И мы забыли, как она ушла 
И над Елабугой остановилась.

В. Ионас:
Вся — недосказанность и взрыв, 
Вся — переполненность и мука, 
Пружина сжатая, порыв, 
Стрела, сорвавшаяся с лука, 
Всё вместе — нежность и кинжал, 
Зиянье бездны, пик вершины, — 
Она сорвалась как обвал 
В бессмертие своей кончины.
Ю. Иваск:
ПРОЩАНИЕ
И рая я не хочу, где все блаженно и чисто, — я так люблю лица, жесты...
Из письма Марины Цветаевой Максимилиану Волошину. 23 марта 1911 года. Москва.
Вы поняли: не осудили,
Благословили: и ушли. 
Но не скажу, Марина: были 
Еще вблизи Вы, не вдали.

Сплошными ватными снежками 
Тогда играло Рождество 
В Париже, не в Москве, над нами, 
И предвещало торжество.

На вольной воле, где не знаю,
Аукнемся, уже без слов. 
Но мне милей земля родная. 
Я не готов. Я не готов.

И под раздавленной рябиной 
Я продолжаю разговор 
С сестрой — неистовой Мариной, 
Живой и здешней до сих пор.

А. Белый:
Неисчисляемы
Орбиты серебряного прискорбия,
Где праздномыслия
Повисли тучи.
Среди них —
Тихо пою стих
В неосязаемые угодия
Ваших образов.
Ваши молитвы —
Малиновые мелодии
И —
Непобедимые
Ритмы.

2 комментария:

  1. Здравствуйте! Очень понравился пост. Рада, что нашла Ваш блог. Очень интересный, живой и информативный. Подписываюсь!

    ОтветитьУдалить
  2. Анастасия, здравствуйте! Искренне рада Вам, Вашему доброму отзыву. Спасибо, что стали ПЧ блога. Я у Вас тоже побывала и в большом восторге от Вашего блога! Как раз для школьников - яркий, интересный, с интерактивом. Понравились Ваши альбомы-рекомендации, особенно по Марине Цветаевой.
    Успехов Вам и удачи во всех делах и начинаниях!

    ОтветитьУдалить