Павел Борисович ЛУСПЕКАЕВ (1927 – 1970)
Всем – привет!
Сегодня – день рождения популярного актера театра и кино Павла Луспекаева. Звездной ролью его стала роль таможенника Павла Верещагина в фильме «Белом солнце пустыни». Роль эпизодическая, но такое обаяние, такой темперамент и внутренняя сила этого актера просто завораживали, влюбляли в него сотни поклонниц. А знаменитая фраза его - «Я мзду не беру, мне за Державу обидно!» - до сих пор употребляется в разговорном речи.
Давайте познакомимся с творческой биографией актера, я думаю, что вы, дорогие читатели, узнаете что-то новое для себя об этом истинном артисте и большом Человеке.
Разные роли Павла Луспекаева
Павел Борисович Луспекаев - актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии России. Участник Великой Отечественной войны
Павел Луспекаев родился 20 апреля 1927 года, в селе Большие Салы, ныне Ростовская область. Отец — нахичеванский армянин. Мать — донская казачка.
В начале 1940-х Павел поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем.
В 1943 г. пятнадцатилетним подростком Павел Луспекаев ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»). Во время одного из боёв Павла тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав. Его отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти.
После выздоровления Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.
В 1944 Луспекаев оставил военную службу и был зачислен в труппу драматического театра Ворошиловграда. В течение двух лет, пока там находился, сыграл несколько ролей, среди которых самыми заметными были: Алешка в спектакле «На дне» Горького и Людвиг в постановке «Под каштанами Праги» Симонова.
Летом 1946 Павел Луспекаев приехал в Москву и подал документы в Театральное училище имени Щепкина. По свидетельству очевидцев, он был преисполнен решимости обязательно поступить, хотя прекрасно понимал все свои огрехи - у него была специфическая южная речь, грубые манеры и недостаток общего образования. Но Луспекаев не думал сдаваться.
Р. Колесова: «Называют фамилию: Луспекаев. На сцену вышел молодой человек с большими горящими глазами. Худой-худой, длинный-длинный. И начал читать. Это было удивительное зрелище. Читая басню, он жестами иллюстрировал каждое слово и изображал то действующее лицо, от имени которого читал. Показывал руками, как летают птицы, как звери шевелят ушами или крутят хвостом.
Потом он читал рассказ Довженко... В профессиональном смысле это было чтение неграмотного человека (хотя Павел уже работал два года в театре), но... человека огромного дарования. Его темперамент захватывал, его обаяние завораживало.
Но что это? Руки забинтованы. Константин Александрович Зубов спросил: «Что у вас с руками?» Луспекаев ответил: «Ожог». Но Зубов был человеком весьма опытным и, сразу определив «болезнь», сказал: «А ну-ка, молодой человек, развяжите-ка руки, все равно мы знаем, что это татуировка!» Потом Павлу было задано несколько вопросов, на которые он очень остроумно ответил, и... был допущен к экзаменам по теоретическим дисциплинам. На экзамене по литературе абитуриенты писали сочинения. Павел взял лист бумаги, написал два-три слова, долго сидел, а потом сдал экзаменатору чистый лист. Василий Семенович Сидорин сказал, что за чистый лист он не может поставить даже единицы. На что Зубов бросил: «Изобретайте, что хотите Я все равно его возьму!» Луспекаев был принят».
Занятия в училище начались для Луспекаева с неприятной процедуры: преподаватели объявили ему, что не будут пускать его в аудиторию, если он не выведет наколки на своих руках. Луспекаеву пришлось идти в косметический кабинет и выдержать несколько болезненных операций. После них он в течение нескольких недель приходил в училище с забинтованными руками.
Что касается такого предмета, как «актерское мастерство», то здесь Луспекаев заметно выделялся среди всех своих сокурсников. Педагоги неизменно ставили ему «отлично». А играл он разные роли. На 1-м курсе это был почтальон в «Ведьме» и немец-полковник в отрывке из «Молодой гвардии», на втором - Колесников в леоновском «Нашествии». Самый большой успех сопутствовал Луспекаеву в роли Васьки Пепла из пьесы «На дне». После этой роли Зубов проникся к Луспекаеву еще большей любовью и все последующие годы пестовал его как родного сына.
Во время учебы в «Щепке» Луспекаев познакомился со студенткой Инной Кирилловой, которая училась на два курса старше его. Это была всегда подтянутая, строгая девушка, всем своим внешним видом напоминавшая многим гимназистку. Их любовь друг к другу была одной из самых трогательных в училище, и в скором времени дело завершилось свадьбой. Венцом этого брака стала дочь Лариса.
Закончив в 1950 училище, Луспекаев очень надеялся на то, что его примут в труппу какого-нибудь столичного театра. Больше всего ему хотелось оказаться в составе прославленного Малого театра, однако, когда он там показался, умудренные мэтры скептически покачали головами: у Луспекаева за четыре года пребывания в столице так и не пропал его южный акцент. И Луспекаеву не оставалось ничего иного, как уехать подальше от Москвы.
С 1950 — актёр Тбилисского театра русской драмы. Ещё в 1953 один из видных театральных мастеров, режиссёр Варпаховский, ставя в Тбилиси спектакль в Русском драматическом театре, заметил что-то неладное с ногами у Луспекаева. Артисту было тогда двадцать шесть лет, но его уже настигла болезнь сосудов. Сказалось военное отрочество, прошедшее в партизанском отряде, ранение. А позже — полуголодная студенческая жизнь в нелёгкие годы после войны.
Советам врачей Луспекаев не следовал. Было некогда — театр поглощал целиком. Он мог позвонить партнёру, даже режиссёру глубокой ночью, чтобы поделиться "потрясающей" идеей.
По приглашению Варпаховского Павел Борисович переехал в Киев, а Театр русской драмы.
В 1959 популярный актер Кирилл Лавров, работавший в Ленинградском БДТ, приехал к родным в Киев. Кирилл Юрьевич посетил театр Леси Украинки и обратил внимание на Павла Луспекаева: «Он произвел на меня огромное впечатление. Такое проникновение в суть характера своего героя, такое поразительно органичное существование на сцене мне редко приходилось видеть, хотя я знал многих прекрасных актеров». Лавров рассказал о талантливом актере Товстоногову. Таким образом вскоре Луспекаев оказался в БДТ.
В течение первых трех лет службы Луспекаева в БДТ его творческая карьера испытывала небывалый творческий подъем. Он сыграл Галлена в спектакле «Не склонившие головы», Бонара в «Четвертом» и Макара Нагульнова в «Поднятой целине».
...Болезнь сосудов вспыхнула снова. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Согласиться — означало отдалить конец на многие годы. А как же театр? Как профессия актёра, без которой Луспекаев не видел смысла существования?
Когда стало ясно, что выхода нет, что промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс, на ампутацию стопы обеих ног.
Операция дала отсрочку, на этот раз последнюю...
Трудно даже вообразить отчаяние пережитое Луспекаевым, когда, преодолевая адскую боль, он сделал первые шаги на пятках (обеих стоп уже не было) и понял, что о возвращении в театр не может быть и речи. В эти страшные месяцы после операции всякий раз, когда жена его и дочь уходили из дома, на дверях квартиры вывешивалась надпись: "Прошу не беспокоить меня визитами". Вставать, открывать двери было для него пыткой.
Главной работой Луспекаева за всю его творческую карьеру стала роль, предложенная ему режиссером Владимиром Мотылем в июле 1968, - таможенник Павел Верещагин в «Белом солнце пустыни».
...В съёмочной группе фильма "Белое солнце пустыни" царила паника. Кончалось лето, а поиски исполнителя на роль Верещагина безбожно затягивались. Зная о состоянии Луспекаева, приглашать его на роль считали нереальным. Но когда пришли к нему домой со сценарием, он встретил гостей на ногах и без костылей. Это было в июле 1968, а в августе начались съёмки в Дагестане, на пустынном побережье Каспия, южнее Махачкалы.
На момент съемок фильма Луспекаев пережил очередную тяжелую операцию - у него ампутировали вторую стопу. Однако, несмотря на это, он дал свое твердое согласие сниматься в фильме. Специально для этого ему были сконструированы специальные сапоги, которые помогли ему, хотя и не в полной мере, заглушить боль при хождении.
"Своим" домом Луспекаев остался доволен. Беда была в том, что сыпучие пески мешали добираться до объектов съёмки. И если технику подтаскивали бульдозерами, то людям приходилось ежедневно проделывать более полукилометра по вязкому песку пешком. Опираясь на палку и на плечо сопровождавшего ассистента или чаще жены — самоотверженной Инны Александровны, он вышагивал медленно, мучительно.
Стоит отметить, что роль Луспекаева первоначально была несколько короче и гибель Верещагина в конце фильма имела совсем другой оттенок - он погибал, так и не вступив в схватку с врагом. Однако по ходу съемок, когда режиссеру стало ясно, в какую былинную фигуру превращается Верещагин в исполнении Луспекаева, было решено изменить финал. Что из этого получилось, зритель прекрасно знает.
Работа Луспекаева в фильме "Белое солнце пустыни" была подвигом в самом высоком и буквальном смысле этого слова.
17 апреля 1970 года на 43-м году жизни Павел Борисович Луспекаев днём скончался от разрыва сердечной аорты в гостинице "Минск" города Москвы. Похоронен на Северном кладбище в Ленинграде.
ФАКТЫ
После визита в Ленинград британский актёр театра и кино Лоуренс Оливье так отзывался о Луспекаеве: «В России, в БДТ, есть один актёр — абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно».
Песня про «девять граммов в сердце», которую напевал Верещагин, ставшая визитной карточкой картины «Белое солнце пустыни», записана с двух попыток под аккомпанемент двух разных гитаристов.
Кровь на лице Верещагина в эпизоде на баркасе — настоящая. Актёр явился на съёмочную площадку с ножевой раной на лице, которую получил в потасовке с местными жителями в пивной поблизости.
В 2001 году, по решению руководителей донецкой таможни, на границе Донецкой и Ростовской областей был установлен памятник Павлу Верещагину, изготовленный из дуба.
В 2002 году во Владивостоке на воду был спущен таможенный корабль, названный в честь легендарного героя фильма — «Павел Верещагин», судно несёт службу у берегов Сахалина и Курил.
В 2007 году у стен Курганской таможни установили памятник Павлу Верещагину, приурочив его открытие к 15-летию отделения.
В 2011 году в Луганске установили памятник Павлу Верещагину, выполненный из кованой меди. Его автором стал скульптор Виктор Закалюкин.
В 2012 году Луганскому академическому областному русскому драматическому театру присвоено имя Павла Луспекаева. В апреле 2012 года на здании театра установлена мемориальная доска Павлу Луспекаеву. В торжественном открытии принял участие народный артист России Георгий Штиль. В том же году театр учредил и провёл 1-й театральный фестиваль им. Павла Луспекаева «Госпожа удача», в котором приняли участие тринадцать театров с Украины, России и Белоруссии.
В 2014 году в Москве открыли памятник таможеннику Павлу Верещагину. Торжественное открытие монумента состоялось в штаб-квартире Федеральной таможенной службы
Интересные ссылки
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьВ новостях уже слышали, на работе с коллегами вспомнили об актере Луспекаеве, а также о многих фразах из фильма "Белое солнце пустыни", которые стали крылатими. Спасибо, Мирослава, за подробности
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, добрый вечер!
УдалитьЧестно говоря, я о многих фактах биографии Павла Луспекаева узнала впервые. И меня они потрясли! Я не написала здесь, как он боролся с наркозависимостью (от сильных болей ему выписывали сильнодействующие обезболивающие). Это человек большого мужества и воли. Я искренне рада, что Вам понравился материал.
Спасибо большое за комментарий, за постоянное внимание к блогу. Всего Вам самого светлого и доброго! Хороших выходных и душевного отдыха!