суббота, 15 мая 2021 г.

Помощь - библиотекарю

Михаилу Булгакову – 130 лет!
Всем – привет!
15 мая 2021 года исполняется 130 лет со дня рождения замечательного русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 - 1940)
, одного из самых читаемых авторов современности.
Писатель оставил богатое литературное наследство почти во всех жанрах: начинал с фельетона, создал несколько драматических шедевров, повестей и рассказов, закончил творческий путь глубокими и блестящими романами. Его пьесы включены в репертуары знаменитых театров, экранизированы многие его произведения.

В произведениях Булгакова спокойно уживаются и мистика, и религиозная тема, и атеистическое мировоззрение. В 2021 году исполняется 55 лет первой полной публикации романа «Мастер и Маргарита», внесшего невероятный вклад в отечественную и мировую литературу.
Предлагаю 20 цитат из книг Михаила Булгакова, цитаты о Булгакове, интересные ссылки, тесты и информацию о новых изданиях его произведений.
Михаил Булгаков
Некоторые биографические сведения
Михаил Афанасьевич Булгаков появился на свет 15 мая (по старому стилю — 3 мая) 1891 года в Киеве. Его родители были преподавателями и сделали все, чтобы дать сыну блестящее образование. Юный Миша после окончания школы поступил на медицинский факультет Киевского университета: на этот поступок его вдохновили братья матери, работавшие врачами.

Во время Первой мировой войны он служил военврачом в прифронтовой полосе, а затем и на фронте. Так, будущий классик был свидетелем знаменитого Брусиловского прорыва. Затем он был направлен простым земским врачом в русскую провинцию, где его и застали известия о Февральской, а затем и Октябрьской революции. Тогда же он пристрастился к морфию. В этот же период в прессе стали появляться его первые публикации. Страна бурлила. Началась Гражданская война. А сам М.А. постепенно понял, что его истинное призвание — не медицина, а литература.

В 1921 году начинающий автор переехал в Москву к своему дяде. Он сотрудничал как фельетонист с целым рядом печатных изданий и получил известность за острый слог и оригинальность мышления.

В 1926 году получил признание и как драматург: на сцене МХАТ с большим успехом шла его пьеса «Дни Турбиных». Несмотря на «антисоветскую тематику» ее не снимали с репертуара по непосредственному указу Сталина, который множество раз приходил смотреть эту постановку. Параллельно с этим литератора все яростнее критикуют коллеги по цеху (например, Маяковский и Шкловский). К нему усиливается внимание ГПУ, начинается настоящая травля писателя. В 1930 году М.А. перестал печататься и в отчаянии написал письмо Сталину. Благодаря этому писатель смог устроиться во МХАТ и начал снова писать пьесы.

Семья и личная жизнь
Первой супругой писателя стала Татьяна Лаппа. Они сыграли очень скромную свадьбу в 1913 г., новобрачная не смогла себе купить даже фату. Больших доходов в семье не было, приходилось на многом экономить. Именно со своей первой жены Булгаков писал Анну Кирилловну, героиню «Морфия». Но брак не оказался счастливым. На долю Татьяны выпало немало испытаний, в том числе наркотическая зависимость супруга от морфия. Брак был расторгнут в 1924 году из-за новой влюбленности Булгакова, однако до конца дней он чувствовал вину перед первой женой.
В 1925 году писатель зарегистрировал отношения с Любовью Белозерской. Любовь Евгеньевна происходила из старинной аристократической семьи, была дворянского происхождения, окончила гимназию и балетную школу. Молодожены сменили три или четыре адреса в пределах Москвы, пока не сняли на Большой Пироговой дом 35А, отдельную трехкомнатную квартиру. Если рассуждать объективно, то на брак с Любовью Евгеньевной Белозерской пришлось самое лучшее время Булгакова – драматурга и писателя. Он прогремел как автор «Дней Турбиных», на которые во МХАТ ломилась вся Россия. Говорят, что сам Сталин пятнадцать раз бывал на этом спектакле.
Любовь Евгеньевна взяла на себя обязанности секретаря и оказала немалое влияние на творчество. Считают, что именно она подсказала писателю ввести в роман о Дьяволе главную героиню. Их семейная жизнь длилась семь лет. Причиной разрыва отношений стал новый роман с Еленой Шиловской — третий брак был заключен в 1932 году.
Михаил Булгаков с Еленой Шиловской
Это с Елены Булгаков писал свою Маргариту из самого знаменитого своего романа. Елена оставалась его женой до конца его дней. Благодаря Елене все произведения писателя были напечатаны, и только ей самой известно, каких трудов ей это стоило. Ни в одном из трех браков у Булгакова не было детей.
Елена Шиловская
Елена Шиловская стала для писателя и секретарем, и другом, ей принадлежит основная заслуга в сохранении его архивов. Больше она замуж так и не вышла, посвятив остаток жизни творческому наследию супруга.

Общественная деятельность
Из-за независимого характера и нежелания работать в стиле «соцреализма» у нынче признанного мастера слова были известного рода проблемы с советской властью. Но его работы нравились товарищу Сталину, и ему удалось мистическим образом избежать ареста и репрессий.

Награды
При жизни писатель был «персоной нон-грата» в советском литературном мире: можно было по пальцам пересчитать положительные рецензии, написанные на его произведения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Булгаков не был удостоен ни одной правительственной награды за свои заслуги.

СМЕРТЬ
В 1939-м Булгаков начал писать пьесу «Батум», о биографии Сталина. Он был уверен, что произведение о вожде запретить не смогут. Ее уже начали репетировать в одном из театров, но тут «сверху» пришел приказ немедленно завершить работу над ней. Это стало последней каплей и самым серьезным ударом по здоровью писателя. Его зрение резко упало, он стал жаловаться на почки, которыми страдал с рождения.

Еще в 1917 году Михаил заболел дифтерией и в качестве лечения применял сыворотку. Слишком интенсивное лечение привело к развитию тяжелейшей аллергии. Чтобы справиться с ее симптомами, писатель начал принимать морфий, и вскоре стал зависимым. Благодаря первой жене Татьяне, он сумел преодолеть ее. Когда он просил его уколоть, жена заменяла наркотик дистиллированной водой, невзирая на истерики мужа и даже летевший в нее горящий примус. Спустя год Булгаков полностью избавился от зависимости, но в 1940-м снова начал употреблять морфий, чтобы унять боль. Он был доктором и прекрасно понимал, что обречен. Булгаков уже не вставал с кровати, но продолжал диктовать «Мастера и Маргариту», наперекор ужасным болям и ускользающему сознанию. Его последние слова были о романе, он просил жену поклясться, что она сумеет сохранить рукопись и когда-нибудь напечатает ее.

Михаил Булгаков умер 10 марта 1940 года. Местом его упокоения стало Новодевичье кладбище столицы. Памятника на могиле нет, только камень, который когда-то служил надгробьем Николаю Гоголю.
Надгробный камень на могиле Булгакова
Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом остается загадкой. Всю свою жизнь М.А. Булгаков вынужден был сражаться за публикацию своих произведений, за постановку своих пьес. Огромную роль в издательской активности произведений писателя сыграла его третья супруга – Елена Сергеевна Шиловская, по сути посвятившая свою жизнь борьбе за то, чтобы произведения Булгакова были опубликованы и поставлены на сцене. И ей многое удалось сделать: она при своей жизни (до 1970 г.) успела опубликовать и «Мастера и Маргариту», и «Собачье сердце» (правда, только за рубежом), «Театральный роман», «Бег», «Дни Турбиных», многие рассказы и пьесы.
Экранизации
По мотивам произведений русского классика было снято несколько десятков фильмов и сериалов. Но создать удачную кино-адаптацию его главного шедевра, «Мастера и Маргариты», увы, так пока и не удалось...
Анна Ахматова
Памяти Михаила Булгакова
Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.
О, кто поверить смел, что полоумной мне,
Мне, плакальщице дней погибших,
Мне, тлеющей на медленном огне,
Все потерявшей, всех забывшей, -
Придется поминать того, кто, полный сил,
И светлых замыслов, и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь предсмертной боли.
Цитаты о М. Булгакове
Переплетение в самых неожиданных, но внутренне закономерных формах реальности и фантастики-черта таланта Булгакова"
К. Г. Паустовский

"В книгах Булгакова зашифрована вся история советской литературы довоенного времени. Надо только суметь разобрать эту тайнопись"
Б. Соколов

Булгаков не менял своих взглядов по моде или по выгоде. Но он напряжённо думал обо всём, что видел перед собой… На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства…
В.Я. Лакшин

Роман вобрал в себя богатый к зрелым годам опыт художника и свёл в органную полифонию мотивы, звучавшие порознь в разных его сочинениях. 
В.Я. Лакшин

В самой природе романа Булгакова есть нечто парадоксальное. В нем присутствует ирония - не как черта стиля или прием, но как часть общего миропонимания автора. Булгаков ошеломляет читателя новизной и непривычностью своего сюжета, да и самого подхода к событиям и людям… 
В.Я. Лакшин

Свободный, артистичный, легкий, но не легковесный, переливающийся избытком сил талант автора создает удивительный по темпу и разнообразию поток повествования. 
В.Я. Лакшин

Создавалось впечатление, что лишь одному ему открыты высшие истины не только искусства, но и вообще человеческой жизни. 
В. Катаев

… юмористические его вещи – перлы, обещающие из него художника первого ранга. Но цензура режет его беспощадно. Недавно зарезала чудесную вещь «Собачье сердце», и он совсем падает духом. 
В. Вересаев

Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была, по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью, схваткой ради чистых человеческих помыслов, ради того, что человек должен быть и не смеет не быть разумным и благородным. 
К. Паустовский

Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все это шло свободно, легко, возникало не любому поводу. В этом были удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора… Существовал мир, и в этом мире существовало как одно из его звеньев – его творческое юношеское воображение. 
К Паустовский

…бросается в глаза то, как неразрывно была связана личность М.А. Булгакова с его литературным трудом, с тем упорством, самоотвержением, глубокой внутренней честностью и строгостью к себе, которые были характерны для него как для писателя. Воспоминания о нем — это прежде всего воспоминания об очень цельном человеке, для которого при всех обстоятельствах главным оставалось то дело, которое он делает один или вместе с другими людьми — в тех случаях, когда речь шла о работе с театром или в театре... 
К.М. Симонов

...цепкость памяти, отличающая воспоминания самых разных людей, воссоздающих через четверть века облик одной и той же личности, свидетельствует и о том, что сама эта личность была крупной и неповторимой, и о том, что люди, несколько десятилетий назад встречавшиеся с Булгаковым, и тогда сознавали и масштаб этой личности, и ее притягательную силу, и всю душевную значительность для себя встреч и бесед с этим незаурядным человеком. 
К.М. Симонов

Вересаев, конечно, очень большой человек, но он – законное явление. А Булгаков – незаконное! 
Б. Пастернак

Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный – всегда и во всем. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощенная совесть. Неподкупная честь. Все остальное в нем, даже и очень значительное, – уже вторично, зависимо от этого главного, привлекающего к себе как магнит. 
В.Я. Виленкин
Необыкновенно элегантный, подтянутый, со все видящими, все замечающими глазами, с нервным, очень часто меняющимся лицом. Холодный, даже немного чопорный с чужими и такой открытый, насмешливо-веселый и пристально внимательный к друзьям, или просто знакомым… 
С.С. Пилявская

… Мне сразу стало ясно, что передо мной человек поразительного таланта, внутренне честный и принципиальный и очень умный – с ним, даже с тяжело больным, было интересно разговаривать, как редко бывает с кем. И люди политики, и люди литературы знают, что он – человек, не обременивший себя ни в творчестве, ни в жизни политической ложью, что его путь был искренен, органичен, а если в начале своего пути (а иногда и потом) он не все видел так, как оно было на самом деле, то в этом нет ничего удивительного. Хуже было бы, если бы он фальшивил. 
А. Фадеев

Блистательный как солнце Булгаков, из ярчайших во всей русской литературе… 
А. Солженицын

С высот, откуда ему (Булгакову) открывается вся «панорама» человеческой жизни, он смотрит на нас с суховатой и довольно грустной усмешкой. Несомненно, эти высоты настолько значительны, что на них сливаются для глаза красное и белое – во всяком случае, эти различия теряют свое значение. 
Г. Адамович

В первой сцене, где усталые, сбитые с толку офицеры вместе с Еленой Турбиной устраивают попойку, в этой сцене, где действующие лица не то что осмеяны, но как-то изнутри разоблачены, где человеческое ничтожество заслоняет все другие человеческие свойства, обесценивает достоинства или качества, – сразу чувствуется Толстой. 
Г. Адамович

Булгакову удалась прежде всего «самая стихия жизни и ее тревожный пульс». 
М. Гофман

История русской литературы сложилась так, что роман Михаила Булгакова о Гражданской войне остался вершинным его созданием на эту тему. Тем многограннее и весомее кажется ныне восприятие "Белой гвардии" эмигрантами, сполна воздавшими ее автору, обреченному на немоту в России. 
Р. Янгиров

Почти все творчество Михаила Булгакова в какой-то степени автобиографично. Во всяком случае, к таковым можно отнести все его романы, значительную часть пьес, некоторые повести и рассказы. И в то же время строго автобиографических сочинений, из которых можно было бы составить полное жизнеописание писателя, у Булгакова нет, ибо художественный вымысел и неистребимая фантазия художника неизменно присутствуют в его произведениях. 
В. Лосев. «Художественная автобиография Михаила Булгакова»

Восемьдесят лет назад Михаил Булгаков начал писать роман о семье Турбиных, книгу пути и выбора, важную и для нашей литературы, и для истории русской общественной мысли. Ничто не устарело в «Белой гвардии». Поэтому нашим политологам следовало бы читать не друг друга, а этот старый роман... 
В. Сахаров. «Береги честь смолоду»

«Белой гвардии» повезло меньше, она заслонена «Мастером и Маргаритой», тоже не завершена, но ее у нас знают, читают и любят. И постепенно смысл книги становится ясен... 
В. Сахаров. «Береги честь смолоду»

В «Белой гвардии» нет ни позиции «над схваткой», ни апологии белого движения, ни радостного принятия большевиков и их «нового» устройства жизни, ни самозабвенного любования идеализированным прошлым, ни надежд на реставрацию прежней, царской России. 
В. Сахаров. «Береги честь смолоду»
20 цитат из книг Михаила Булгакова
Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! 
«Мастер и Маргарита»

Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! 
«Мастер и Маргарита»

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. 
«Мастер и Маргарита»

Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой. 
«Собачье сердце»

Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. 
«Мастер и Маргарита»

Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно. 
«Мастер и Маргарита»

Целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например, читает римское право, а на двадцать первом — вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором сплошь и рядом попадают на своё место только к концу жизни. 
«Белая гвардия»

Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут. 
«Белая гвардия»

Ничего нет хуже, товарищи, чем малодушие и неуверенность в себе. «Театральный роман»

Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя.
«Жизнь господина де Мольера»

А что вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут. 
«Иван Васильевич»

На свете существует только две силы: доллары и литература. 
«Зойкина квартира»

Запомните: человек, живущий в Париже, должен знать, что русский язык пригоден лишь для того, чтобы ругаться непечатными словами или, что еще хуже, провозглашать какие-нибудь разрушительные лозунги. Ни то ни другое в Париже не принято. 
«Бег»

Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? 
«Белая гвардия»

Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать. «Собачье сердце»

Рукописи не горят. «Мастер и Маргарита»

Сижу, никого не трогаю, примус починяю! «Мастер и Маргарита»

Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны. 
«Роковые яйца»

Вы понимаете, как может ненавидеть человек, который знает, что ничего не выйдет, и который должен делать? 
«Бег»

Да почему, в конце концов, каждому своему действию я должен придумывать предлог? 
«Морфий»
Книги Михаила Булгакова
Мастер и Маргарита. Изысканное коллекционное издание
Михаил Булгаков
Загадочный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых значительных произведений 20 века. Так до конца и не разгаданный, этот бессмертный роман поражает воображение читателей с середины 1960-х годов, когда он впервые был издан, и до настоящего времени.
В один из весенних дней на Патриарших прудах появляется некий незнакомец, который похож на иностранца, но оказывается ни кем иным, как Воландом — самим дьяволом, пришедшим навести порядки в Москве. Так начинается захватывающая и ироничная история, полная приключений.
В книге представлены прекрасные фотографии и иллюстрации, которые передают атмосферу «булгаковской» Москвы, знакомят с материалами музея автора, а также приоткрывают его личную и творческую жизнь.

Морфий
Михаил Булгаков
"Морфий. Записки юного врача" - уникальный сборник рассказов Михаила Булгакова, который раскрывает важную, но не всем известную сторону жизни автора - молодого врача и одновременно пациента, пристрастившегося к дозам морфина и пытающегося вырваться из наркотического плена. Булгакову удалось пугающе подробно описать ощущения морфиниста, всю глубину отчаяния и бесконечную надежду на освобождение от разрушающей зависимости. Рассказы во многом основаны на опыте работы Булгакова врачом в сельской больнице, где будущий писатель, проводя сложнейшие операции, пытался осмыслить свое жизненное предназначение.
Рассказ «Морфий» — история молодого врача, который из-за несчастной любви и тоски провинциальной жизни превращается в наркомана. Как никто другой, Булгаков умеет рассмотреть потустороннее в обыденном и обыденное в потустороннем и дарит читателю особое видение вещей, помогающее делать выбор между добром и злом.

Собачье сердце. Повести
Михаил Булгаков
Фантастическая сатирическая проза 20-х годов – "Роковые яйца", "Дьяволиада", "Собачье сердце" - М. Булгакова пропитана духом своего времени с его представлением о возможности омоложения и даже победы над смертью. Любопытно, что впервые только в "Собачьем сердце" ученый и интеллигент, носитель практической мудрости, одерживает победу над своим созданием, не давая себя уничтожить.

Белая гвардия. Пьесы. Рассказы
Михаил Булгаков
Сегодня литературное наследие Михаила Булгакова воспринимается как продолжение золотого фонда русской классики ХIХ века. В сборник помимо романа "Белая гвардия" вошла пьеса "Дни Турбиных", с успехом шедшая в театрах при жизни автора, а также пьеса "Бег", рассказы и публицистика. Сборник предваряет вступительная статья известного булгаковеда М. Чудаковой.
Кто это сказал: хорошо ли вы знаете реплики героев Михаила Булгакова?
Кто вы из героев «Мастера и Маргариты»?

Интересные ссылки

Комментариев нет:

Отправить комментарий