4 способа преодолеть творческий кризис
Всем – привет!
Нам часто приходится писать посты в блог, сочинять сценарии для массовых мероприятий. Что делать, если вдохновение улетучилось в неизвестном направлении и не думает возвращаться обратно? Редактор и писатель Брэндон Тёрнер (Brandon Turner) знает целых четыре способа выйти из этой не самой приятной ситуации.
Брэндон Тёрнер (Brandon Turner)
Предприниматель, инвестор, автор нескольких книг и главный редактор социальной сети, специализирующейся на недвижимости. Брэндон вывел свой собственный алгоритм, соблюдая который можно навсегда забыть о том, что такое творческий кризис. Используя его, он смог написать 250 000 слов за год.
Вы твёрдо решили что-то написать, уселись за рабочее место, открыли ноутбук и текстовый редактор, но вдохновение внезапно куда-то коварно улетучилось. Прошло уже добрых полчаса, а вы так и продолжаете сидеть перед абсолютно пустой страницей.
Неважно, что вы пытаетесь писать: книгу, статью для блога или что-то ещё. Писательский блок, или творческий тупик, — вполне реальная вещь, которая будет тормозить вашу работу и до невозможности раздражать.
Вряд ли кто-то из нас может стопроцентно гарантировать, что каждый день при любых условиях и погоде сможет беспрепятственно выдавать по одному, а то и по несколько идеальных текстов.
Вдохновение — штука капризная и непостоянная, поэтому необходимо уметь писать не дожидаясь его. Ниже рассмотрим четыре простых совета, которые должны помочь в такой ситуации.
1. Используйте «детсадовские» уловки
Вспомните, когда вы были ребёнком, учителя наверняка не раз предлагали вам выполнить задание, в котором необходимо было заполнить пробелы недостающими словами. Что-то вроде этого:
Мой любимый цвет — ________.
Имя моей мамы — ________.
Когда я вырасту, я хочу стать ________, потому что ________.
Вряд ли вы тогда испытывали какие-то особые затруднения выполняя это задание, правда ведь? Ни о каких творческих блоках и речи не шло. Причина такой простоты в том, что тема была уже заранее определена и всё, что от вас требовалось, — это просто-напросто вписать нужные слова в подходящие места.
Именно поэтому заполнение пробелов в работе считается самым лёгким способом преодолеть писательский блок. Вам поможет детальный план действий. Чем больше подробностей и тонкостей вы сможете предварительно обдумать и мысленно поместить в свой пока ещё воображаемый текст, тем легче будет его в конечном счёте написать.
«Сегодня, прежде чем ответить на письма нужным людям, я провёл пять минут обрисовывая в общих чертах каждую мысль, которую мне хотелось бы донести. Поэтому, когда пришло время писать сами письма, всё, что мне оставалось сделать, — это всего лишь «восполнить пробелы» для каждого конкретного письма, расширить по пунктам каждую идею. Написание писем не отняло много времени: на то, чтобы разобраться с почтой, ушло всего-то полчаса. Я так быстро справился только потому, что не должен был принимать никаких решений. Не было такого, что я просто сидел и думал: «Хм-м, а о чём же я должен был написать сегодня?» Брэндон Тёрнер
Самое трудное в работе — процесс принятия решений. Поэтому если вы справитесь с этой задачей заранее, то намного облегчите себе жизнь. Не усложняйте: когда вы понимаете, что не можете сдвинуться с мёртвой точки, просто вспомните про этот наивный детсадовский метод.
2. Берите пример с профессиональных спортсменов
Вы когда-нибудь видели, как профессиональный гольфист готовится загнать шарик в лунку? Обращали внимание, как баскетболист реализует штрафной бросок? Или как бейсбольный питчер подаёт мяч?
Когда спортсмены собираются выполнить трюк, который проделывали уже миллион раз, они практически всегда придерживаются какого-то заранее установленного порядка. Например, делают три шага вправо, прокручивают мяч в руке или отбивают его от пола. У них у всех есть маленький ритуал, который предшествует рутинному действию.
Для чего им это? Заранее установленный порядок помогает настроиться на правильное выполнение действия и усиливает своеобразное «мышление успеха». Те же правила работают и для писателей. Самое время придумать для себя парочку ритуалов.
Когда Брэндон Тёрнер (Brandon Turner) писал свою первую книгу, его распорядок дня был очень прост:
Встать в 5:30.
Выпить стакан воды.
Сделать пятиминутную зарядку.
Немного посидеть на диване (всегда на одном и том же месте).
Открыть ноутбук.
Просмотреть заранее продуманный план действий.
Начать «заполнять пробелы».
Брэндон уверяет, что следовал этому графику ежедневно на протяжении ста дней и ни разу не сталкивался с творческим кризисом. Благодаря чёткому режиму дня он сразу же приступал к работе, ограничив воздействие всех отвлекающих факторов, которые могли бы привести к потере работоспособности.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам быстрее войти в рабочий ритм:
Пишите в одном и том же установленном месте.
Пишите в одно и то же время.
Слушайте перед работой одну и ту же песню.
Используйте для письма один и тот же текстовый редактор.
Пишите каждый день. Ничто не убивает установленный порядок быстрее, чем выходные.
3. Добавьте немного странности
Этот пункт может показаться вам немного диковатым, но Брэндон уверяет, что это один из лучших способов преодолеть трудности, которые могут возникнуть при письме.
Во-первых, решите, для кого вы пишете. Нет, не надо придумывать абстрактный персонаж какого-то пола, возраста или профессии. Найдите настоящего, реально существующего человека, для которого вы будете писать.
Просмотрите своих друзей в социальных сетях и выберите одного конкретного человека. Возможно, это будет ваша мама, какой-то другой родственник или малознакомый парень, с которым вы учились в старшей школе.
После того как вы нашли счастливчика, распечатайте его фотографию (да, это именно тот момент, когда всё начинает становиться странным). Не стоит печатать огромный портрет, ограничьтесь маленькой фотокарточкой. Поместите её неподалёку от своего рабочего места (иголки в неё втыкать не надо).
Теперь всё, что от вас требуется, — писать для этого человека. Как бы вы объяснили тему ему или ей? Как рассказали бы свою историю? Получается, что, вместо того чтобы писать некоему неизвестному читателю, вы теперь пишете для определённого человека. Удивительно, но эта небольшая уловка реально работает.
4. Пишите как можно больше
Зачастую причиной творческого тупика становится не отсутствие вдохновения, а банальная самокритика. Вы начинаете писать, потом перечитываете, и через мгновение вас уже переполняет тотальное недовольство собой. Единственный вопрос, который вы в данную секунду задаёте себе: «Кто вообще написал эту чертовщину?»
Вместо этого просто притормозите. Остановитесь, возьмите паузу. Вы сейчас слишком выбиты из колеи, чтобы двигаться дальше, в вас закралось сомнение относительно ваших писательских навыков. Именно поэтому вы пробуксовываете.
«Когда я пишу, то я просто пишу. Я не редактирую, не оглядываюсь назад, не пытаюсь перепроверить каждое предложение. Если мне кажется, что я застрял, то я просто пишу больше. Ещё больше. И потом ещё чуточку. После того как я заканчиваю писать дневную норму, я могу возвратиться для того, чтобы немного поправить текст, но никогда не позволяю самокритике брать верх. Продолжать писать — это лучший выход для меня». Брэндон Тёрнер
Если вам кажется, что вы не можете писать, не паникуйте. Чтобы преодолеть творческий кризис, попробуйте применить на практике какой-нибудь из этих советов.
Мирослава! Замечательные рекомендации! Возьму себе на заметку.
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, я искренне рада, что Вам они понравились.
УдалитьСпасибо за комментарий. Удачи и всего самого доброго!
C праздником - ДНЕМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ! Читайте поздравления на Блоге Кота Васьки - www.pussyvasyacat.blogspot.com!
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, спасибо за поздравление, очень приятно. В блоге побывала и всё прочитала.
УдалитьВсего самого доброго и удачного!
Спасибо, Мирослава, интересный, полезный, материал. Пока кризис не застал, но все советы беру на заметку
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, добрый вечер!
УдалитьЯ тоже взяла на заметку этот материал, действительно, может пригодиться.
Спасибо большое за комментарий , искренне рада Вам.
Всего Вам самого светлого, доброго и позитивного!
Мирослава, добрый день! А ведь советы, действительно, полезные! "Писать нужно больше, это точно!" Тогда мысль будет чётко ложиться на бумагу... А перечитывать то, что написано, - всё же интересно и ... полезно! Спасибо за материал!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Федоровна, добрый день!
УдалитьЯ тоже для себя обнаружила "интересности" в этом материале, поэтому и перепостила, чтобы был всегда под рукой.
Спасибо Вам огромное за комментарий, за внимание к блогу, всегда ценю Ваше мнение.
Удачи Вам и всего самого доброго и позитивно-летнего!