Всем – привет!
Предлагаю коллегам собственную разработку сценария библиографического КВН, который был проведен среди студентов колледжа (1 курс). Предварительно прошли занятия – библиотечные уроки, часы информационной культуры, беседы по темам: «Что такое информационная культура личности», «Библиография: её виды, задачи, назначение», «СБА (справочно-библиографический аппарат библиотеки): методика поиска нужной информации», «Мир книги: справочный аппарат издания» и др. КВН являлся как бы итоговым занятием и он не сложный, учитывая тот факт, что студенты-первокурсники были набраны после 9 класса, в основном, из сел и деревень.
Важно позаботиться о призах для победителей. Мы в качестве призов покупали два торта – побольше – для команды-победителя и поменьше – для 2-ой команды.
Сценарий библиографического КВН
«Тайны Страны Библиографии»
Ведущий: Дорогие друзья!
Мы с вами освоили несколько библиотечных уроков, в том числе и о такой библиотечной науке как Библиография. А сегодня мы хотим пригласить вас принять участие в КВНе, но не простом, а библиографическом, где вы имеете возможность продемонстрировать все свои знания, навыки и умения, которые получили на наших библиотечных уроках.
Итак, начинаем с вами необычный конкурс – Конкурс Веселых и Находчивых! А в качестве веселых и находчивых у нас будут выступать две команды из вашей группы. Они продемонстрируют нам свои знания и эрудицию, проявят неудержимую фантазию, быстроту ума, покажут нам свою информационную культуру и библиографическую грамотность, а самое главное – умение перевоплощаться. Да-да, не удивляйтесь. Сегодня, на время конкурса, обе команды перевоплотятся в сотрудников библиотеки, библиотекарей и библиографов, представят себе, что они работают в библиотеке. И от того, насколько правдиво и достоверно им удастся это сделать – зависит их победа в конкурсе.
Итак, вызываются команды (названия команд)….. Капитаны команд (ФИО)…….. Просим вас занять свои места.
(Звучит музыка, команды выходят и садятся).
А теперь я представляю наше уважаемое жюри, в которое вошли серьёзные и беспристрастные люди, умеющие, тем не менее, ценить юмор, находчивость и красивые ответы. В составе жюри конкурса (ФИО)……Просим уважаемых членов жюри занять свои места.
(Звучит музыка, члены жюри занимают свои места)
Наш конкурс включает несколько разнообразных заданий. Все ответы участников будут оцениваться по 5-ти балльной системе. Наибольшие симпатии и количество баллов завоюет та команда, которая во всех заданиях сможет уложиться в отведенное время. Более неудачливым соперникам придется смириться с потерей одного балла. Команда, победившая в конкурсе, получит награду – вкусный торт, а также право – быть почетными читателями нашей библиотеки.
Начинаем наш библиографический КВН. Команды настроились на борьбу? Итак, мы начинаем КВН!
«Разминка»
Первое задание: придумать название команды, эмблему, девиз. Приветствия команд.
Второе задание: Какие пословицы, поговорки, которые посвящены книге, чтению, слову вы знаете?
Ответ: Буквы кривые, да смысл прямой.
Книга книгой, а мозгами двигай.
Книга подобна воде, пробьет дорогу везде.
Книги читай, а дела не забывай.
Красна птица перьем, а человек – ученьем.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Век живи, век учись.
Переученный хуже недоученного.
Писать – не языком чесать.
С книгой жить – век не тужить.
С книгой поведёшься – ума наберешься.
Смотрит в книгу, а видит фигу.
Чтение – лучшее учение.
Доброе слово и кошке приятно.
Слово – серебро, молчанье – золото.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Книга мала, а ума придала.
Книги читать – не в ладушки играть.
Не красна книга письмом, а красна – умом.
Третье задание: А теперь отгадайте загадки:
Для 1-й команды:
а) Черные кривые, от рожденья все немые,
Станут в ряд – сейчас заговорят.
(буквы)
б) Что у Бога есть, у царя нет,
у Бориса впереди, у Глеба – позади,
у бабы две, а у девки – ни одной?
(буква «Б»)
Для 2-й команды:
а) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга)
б) Чего нет в России, найдется в Москве,
Нет в Ленинграде, а видно в Неве.
(буква «В»)
Разминка закончена. Просим жюри оценить её по пятибалльной системе. (Жюри выставляет оценки)
А теперь начинается сам Конкурс Веселых и Находчивых.
Первый конкурс: «Библиографический анонс»
(«анонс» - в переводе с французского – публичное оповещение, объявление, представление).
Представьте, что вы являетесь библиотекарем нашей библиотеки и выступаете перед этой аудиторией.
Задание такое: вы получите сейчас по одной книге, в течение 5 минут вам разрешается познакомиться с ней, а потом вы нам сделаете «библиографический анонс» этого издания, т.е. расскажите, о чем эта книга, чем она интересна, для кого предназначена.
(Вспомните, пожалуйста, о справочном аппарате книги: вступлении, оглавлении, аннотации, вспомогательных указателях).
(Вспомните, пожалуйста, о справочном аппарате книги: вступлении, оглавлении, аннотации, вспомогательных указателях).
Пожалуйста, проходите, готовьтесь.
Пока наши участники готовятся, я предлагаю вам прослушать краткий обзор-рекламу молодежных журналов и газет, а также журналов в помощь учебе.
(Дается экспресс-обзор молодежной периодики – 5 - 7 минут, обращается внимание на выставку «Периодика в помощь учебе»)
А теперь давайте выслушаем наших «библиотекарей»
(«библиографические анонсы» участников)
Просим жюри оценить уровень ответов наших «библиотекарей» по пятибалльной системе.
Переходим к следующему конкурсу.
Второй конкурс: «Справочники, словари – нам помогут всё найти!» (СБФ библиотеки: энциклопедии, словари, справочники).
Представьте, что вы являетесь библиографом нашей библиотеки и выполняете запросы читателей (вспомните, что мы рассказывали о профессии библиографа).
Вот здесь, на выставке: «Знакомьтесь: справочные издания!» очень много различных словарей, справочников, энциклопедий. Сейчас я вам раздам карточки с заданиями. А ответы на них вы можете найти в справочной литературе, которая представлена на этой книжной выставке.
Для 1-й команды:
1) Кто такой Джон Кеннеди? Кратко расскажите о нем. Ответ: БСЭ, Т.12, С.45; Кто есть кто в мире: справочник. С.669
2) Что означает слово «рекреация»?
Ответ: Словарь иностранных слов. С.436.
Для 2-й команды:
1) Что вы можете рассказать об Ираке? (Территория, население, площадь). Ответ: Страны мира: справочник. С.154.; БСЭ, Т.10, С.394.
Страны и народы: универсальная энциклопедия для юношества. С.284
2) Что означает слово «холерик»?
Ответ: Словарь иностранных слов. С.561, 718.
Ожегов. Словарь русского языка. С.707.
Психологический словарь. С.438.
Просим жюри оценить уровень ответов наших «библиографов» по пятибалльной системе. Переходим к следующему конкурсу.
Третий конкурс: «СБА библиотеки – ключ к поиску информации»: (Умение пользоваться каталогами и картотеками библиотеки).
Вы все прекрасно знаете, что в каждой библиотеке есть свой СБА (справочно-библиографический аппарат). Это система каталогов и картотек, которая отражает весь фонд библиотеки, это СБФ, это архив выполненных справок.
В структуру СБА входят: алфавитный и систематический каталоги, СКС (систематическая картотека статей), краеведческая картотека и множество других вспомогательных картотек. Вспомните, пожалуйста, наши уроки. Сейчас вы выступите в той роли, в которой находитесь и в реальной жизни – в роли читателей нашей библиотеки. Вам будут даны задания, которые учитывают ваше умение пользоваться каталогами и картотеками нашей библиотеки.
Для 1-й команды:
1) Определить, какие есть в библиотеке книги российского писателя, пишущего в жанре увлекательного исторического романа – Валентина ПИКУЛЯ. (алфавитный каталог)
2) Найдите, какие издания по детской психологии есть в нашей библиотеке (систематический каталог, СКС)
Для 2-й команды:
1) Определить, есть ли в нашей библиотеке книги известного современного российского писателя – фантаста – Василия ГОЛОВАЧЕВА. (алфавитный каталог)
2) Найдите, какие издания по инфекционным заболеваниям есть в нашей библиотеке (систематический каталог, СКС)
Пока наши участники выполняют задания, я предлагаю вам прослушать краткий обзор-рекламу новинок медицинской литературы.
(Дается экспресс-обзор новых поступлений литературы медицинской тематики – 5 - 7 минут (выставка «Новые поступления по медицине»)
Просим жюри оценить уровень ответов наших читателей по пятибалльной системе. Переходим к последнему конкурсу
Четвертый конкурс: «Конкурс находчивых и смекалистых» (шуточные задания)
Для 1-й команды:
1) Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей? (у рыб есть зубы)
2) Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив её? (подождать, пока она улетит)
Для 2-й команды:
1) Как правильно сказать: гегепопотам, гигепопотам, гегипопотам, гигипопотам? (гиппопотам)
2) Объясните, когда человек бывает в комнате без головы?
(когда высовывает голову из форточки)
Просим жюри оценить ответы наших читателей за этот конкурс по пятибалльной системе и подвести общий итог нашего состязания.
Итак, слово жюри.
Победителем в нашем библиографическом КВНе: «Тайны страны Библиографии» стала команда….. Вручаем ей заслуженный приз. Поощрительным призом награждается вторая команда. Надеемся, что тайны такой библиотечной науки как Библиография, сегодня для многих оказались открытыми и разгаданными. Новых вам успехов на поприще знания, здоровья и счастья в вашей личной жизни! До новых встреч, друзья!
(звучит красивая, легкая музыка)
Спасибо, очень интересное мероприятие
ОтветитьУдалитьГалина Владимировна, спасибо за добрые слова, Вы - мой первый комментатор этого блога, очень приятно.
УдалитьУже дала ссылочку на Ваш сценарий нашим библиографам. Они очень довольны. Спасибо, Мирослава, авторские сценарии - это классно!
ОтветитьУдалитьИрина, спасибо большое, очень рада. Сценарий, правда, писала давно, в 2008 г. Его можно осовременить, вопросы задать, приближенные к нашей действительности (ИКТ, ЭК и т.п.)
УдалитьИриночка, благодарю Вас за комментарий, за то, что стали ПЧ блога. С Вашим блогом АРМАВИРОЧКА я уже давно знакома, слежу за его деятельностью и восхищаюсь неутомимой энергией и креативностью сотрудников Вашей библиотеки. Удачи Вам и всего самого доброго!
Очень интересно. спасибо. коллеги!
ОтветитьУдалить