Школьные библиотеки прошлого и будущего, или Работать на опережение!
Всем – привет!
Первая информация - «Школьные библиотеки прошлого и будущего» - с блога «Библиотеки и молодежь».
1. Перемещение акцента с книг на пользователей.
2.Помимо получения информации создание и совместное использование информации.
3. Вместо молчаливых индивидов активные группы пользователей.
4.Вместо курсовых работ мультимедийные проекты.
5. Вместо традиционных столов и полок онлайновые сервисы и цифровые ресурсы.
6. Вместо обучения поиска информации обучение оценке и использованию информации.
7. Вместо наличия программных целей помощь учащимся и преподавателям в достижении их целей.
8. Руководителями школьных библиотек прошлого были профессиональные библиотекари, а в управлении библиотеками будущего будет принимать участие вся школа.
9.Библиотеки прошлого систематизировали информацию по набору правил, а библиотеки будущего будут помогать пользователям систематизировать информацию способами, которые имеют для них смысл.
10. Библиотеки прошлого являлись правоприменителями авторских прав, а библиотеки будущего будут консультантами интеллектуальной собственности.
11.Библиотеки прошлого ориентировались на регламент, стандарты и методики, а библиотеки будущего будут делать акцент на комфорт, обслуживание и удовлетворение индивидуальных потребностей пользователей.
12.Библиотеки прошлого развивали печатную грамотность, а библиотеки будущего будут содействовать развитию многообразной грамотности - печатной, аудиальной, визуальной.
Как говорят, ничто в мире не случайно. Не успела я прочитать эту информацию - как на блоге Ирины Огневой появляется вторая интересная информация о будущем школьных библиотек.
Речь идет, в частности, о докладе на Международном профессиональном форуме "Книга. Культура. Образование. Инновации" (Крым-2017). Доклад назывался: «Библиотека в школе: работать на опережение». Рассмотрены тенденции, определяющие развитие библиотек в ближайшие годы. Анализируются возможные направления изменений в библиотеках в будущем. Предложены варианты активности школьных библиотек в соответствии с обозначенными тенденциями. Вот некоторые положения этого актуального доклада:
Сегодня стали популярны Форсайт-сессии (foresight – англ. «предвидение») - специальный формат коллективной умственной работы, в ходе которой формируется видение будущего (например, через 10-15 лет). При этом участники форсайта не пытаются угадать будущее, они выстраивают систему мер, которые позволяют его достичь.
Прогнозы будущего опираются на базовые тенденции, которые существуют сегодня.
Особенность метода: сегодня создаём то, что будет реально востребовано завтра. Конечный результат форсайт-сессий — проекты развития, которые приближают это «завтра» - через реальные изменения сегодня. На форсайт-сессиях определяются и форматы воздействия на настоящее — чтобы выстроить образ будущего.
Форсайт — это метод одновременно и прогнозирования, и проектирования будущего.
Форсайт — это еще и совместная договоренность людей о будущем, к которому они сами готовятся (можно прочитать ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ).
Второй тренд – учащиеся, педагоги и библиотекари становятся не только потребителями, но всё в большей степени - создателями, производителями информации. Наши авторские материалы выложены в сети: YouTube, Instagram, Twitter и др. И педагог, и библиотекарь, и учащийся (даже вместе с родителями) могут стать популярными блогерами, участвовать в беседах с экспертами, знаменитостями… И библиотеки должны развивать свои пространства и ресурсы, которые поддержат этот процесс создания. И еще некоторые тенденции, заметные сегодня:
• межинституциональное сотрудничество: взаимодействие библиотек с различными учреждениями;
• переосмысление библиотечных пространств: слияние физических, социальных и цифровых пространств библиотек;
• обучение все более социально связано – и это влияние различных медиа, платформ;
• обучение все чаще происходит по модели «сверстники обучают сверстников». И этому в значительной степени способствуют сетевые социальные среды.
Предлагаются некоторые рецепты/проекты/активности:
От «storytelling» к «storydoing».
Рассказываем неотразимую историю вашей библиотеки. Рассказывание – мощный инструмент коммуникации. Многие мировые бренды выстраивали связи со своими клиентами через истории. Часто эти истории имели решающее значение для успеха организации.
Какие истории вы можете рассказать? Что собой представляет ваша библиотека – для вашего сообщества?
Меньше слов, больше дела! Переходите от «storytelling» к «storydoing». Одно дело рассказывать истории о своей компании, а другое – жить этими историями. «Storytelling» - это рассказать историю компании, бренда, продукта, продвигая их PR-инструментами.
«Storydoing» – это творить историю активными действиями, создавать убедительный и полезный опыт - новые продукты, новые услуги и новые инструменты, которые продвигают и организацию, и ее работу, ее людей. Это корпоративная культура, которая выстраивается в рамках заявленной идеи.
Первые – это история как факт.
Вторые – это история как стратегия
Фэндом-мастерская в библиотеке.
Фэндом, по словарю молодежного слэнга, обозначает неформальное сообщество фанов (фанатов) какого-либо жанра или художественного произведения.
ФЭНДОМ – это сообщество (также употребляется транслитерация фандом или фэндом англ. fandom, букв. фанатство) — неформальное (как правило) субкультурное сообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с произведениями искусства — пристрастием к определённому фильму, книге, сериалу и т. д.
Фэндом-мастерская в библиотеке – это совместное изготовление или обсуждение чего-либо исходя из увлечений фанов.
Популярная наука в библиотеке - science slam (сайнс-слэм).
Что такое Science Slam?
Science Slam — международный проект популяризации науки. Слэм представляет собой серию научных лекций, которые читают молодые учёные. Каждое выступление длится ограниченное время, как правило, не больше десяти минут. Изложение доклада должно быть доступным и интересным неподготовленной аудитории. Победителя определяют с помощью шумомера — по громкости аплодисментов. Science Slam зародился в Германии в 2010 году и к началу 2017-го проводится в почти двух десятках других стран.
Научные бои относятся к образовательно-развлекательному формату edutainment, подразумевающему игровое обучение. Science Slam похож по структуре на другой edutainment-проект — PechaKucha (печа-куча) — гибрид вечеринки и презентации, созданный австрийскими дизайнерами и архитекторами в Токио в 2003-м. Но больше всего формат перенял у Poetry Slam (поэтического слэма), турнира поэтов, впервые прошедшего в США ещё в 1986 году. Состязания поэтов проводятся в барах, где авторы читают свои сочинения: по задумке организаторов, это должно располагать к неформальному общению и обсуждению.
По данным РБК и «Бумаги», первые выступления, похожие на научные бои, прошли в 2006—2008 годах в Дармштадте. Идея принадлежала немцу Алексу Дрепеку. Учёные до получаса могли рассказывать о любых интересных им исследованиях или объяснять суть своей научной работы и её практическое применение.
Формат десятиминутных выступлений о собственных исследованиях установил Грегор Бьюнинг, экс-сотрудник Бундестага. Бьюнинг считается основоположником Science Slam в его современном виде и одним из главных организаторов. Первый слэм состоялся в 2010 году в Берлине, после чего неоднократно проходил в Кёльне и Дортмунде, потом он стал проводиться во Франкфурте, Гамбурге и ещё тридцати немецких городах.
Набрав популярность в Германии, Science Slam быстро распространился по Европе, а потом и по всему миру. В настоящее время слэмы проходят в США, Великобритании, Швейцарии, Австрии, России, Белоруссии, Украине, Казахстане, Индонезии и десятке других стран. С 2014 года проводится чемпионат Европы по Science Slam, турнир устраивает страна учёного-победителя прошлого года.
Виды и форматы слэмов
• Городской — Классический формат, Science Slam проводится на сценах клубов и в барах.
• Вузовский — Площадками для вузовских слэмов служат лекционные залы и студенческие клубы. Большинство участников — учёные-аспиранты, а правила адаптируются под конкретный вуз. Победитель в дальнейшем может подавать заявку на городской слэм. Научные слэмы уже провели МФТИ, МИСиС, ДФУ. За 2016 год турнир дважды проходил в Университете ИТМО: первый слэм на Всероссийском конгрессе учёных, Science Slam ITMO University 2.0 завершился в декабре. В ноябре 2016 Science Slam прошёл в Санкт-Петербургском политехническом университете. Science Slam Vox Juveni (фр. голос молодёжи) проходил на факультете психологии МГУ, в оценку выступления включалось мнение профессорского жюри.
• Школьный — Формат турнира существует в двух видах. Первый подразумевает выступление школьников с научными исследованиями друг перед другом. Во втором случае учёные представляют адаптированные для детей результаты своих работ. Школьные форматы помогают детям увидеть перспективы научной карьеры. Пилотные проекты прошли в Тюмени, Хабаровске, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре. В мае 2016-го прошёл слэм учеников ростовского филиала Гёте-института, организованный в рамках Дней Германии в России, а в июле — в образовательном центре «Сириус».
• Международный — Формат международных слэмов подразумевает участие учёных из других стран, турниры проводятся в стране победителя последнего соревнования. Ассоциация сотрудничает с организаторами из других стран — Германии, США, Великобритании. Германо-российские слэмы проходят регулярно с 2011 года, Россия принимала участников в 2012 (Москва), 2014 (Новосибирск) и 2016 годах (Петербург).
• Корпоративный — Организация брендированных научных боёв как способ научной коммуникации между компанией и широкой аудиторией. Например, с 2015 года проводятся корпоративные слэмы Роснано, в октябре 2016 года прошёл слэм Intel.
Похожие форматы
Лекторий Политехнического музея проводит собственный вариант Science Slam — «Научный бой». Он отличается тем, что участники выступают без мультимедийных презентаций, только с реквизитом по необходимости. Победителю же присваивается звание «Человек-Наук». Первый бой такого формата состоялся 14 августа 2013 года в Культурном центре ЗИЛ.
Другой формат научно-популярных лекций — «НаучРок». Как правило, три коротких, простых и актуальных выступления, объединённые с рок-концертом.
Просветительский проект Stand-up Science отличается от Science Slam короткими выступлениями (3-5 минут), и поэтому большим количеством учёных — до 15 человек. Главное, чтобы информация была донесена интересно и весело. Участникам могут помогать готовиться специалисты по актёрскому мастерству и КВН-щики.
Мероприятие «Наука. Вкусно» проводится в чайных и кафе, среди организаторов первых научных лекций и бесед этого формата учёный Артём Оганов, главный редактор проекта «Нейроновости» Александр Паевский.
Здравствуйте, Мирослава! Я очень благодарна Вам этот пост! Очень актуальный! Большое спасибо за ссылки на источники! Обязательно расскажу своим коллегам! СПАСИБО!
ОтветитьУдалитьНаталия Викторовна, мне самой было интересно читать этот материал. Ведь что касается школьных библиотек, то и муниципальных затрагивает или будет затрагивать в будущем.
УдалитьСпасибо за комментарий, рада, что пост пригодится.
Мирослава, вы затронули очень нужную тему, а то некоторые люди говорят, что в будущем в библиотек в школах вообще не будет. И что вообще библиотеки не нужны. Всем дам ссылку на ваш пост. Пусть почитают.
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, я рада, что пост Вам понравился. Идеи действительно новые и поэтому непривычные, но интересно же!
УдалитьСпасибо за комментарий. Всего Вам самого доброго!
Мирослава, спасибо большое за пост! Актуальная информация не только для школьных библиотек, но и для муниципальных тоже! У нас в Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина города Челябинска собирается молодежный клуб "Мультифандом", где проходят встречи и обсуждения популярных книг в жанре фэнтези, фантастика, а также сериалов.
ОтветитьУдалитьТатьяна, согласна с Вами, я тоже увидела увидела связь школьных библиотек и муниципальных. Про фандом я прочитала впервые и искала информацию в Интернете, чтобы разобраться в этом явлении, а у Вас в библиотеке даже клуб такой есть! ЗдОрово! Молодцы!
УдалитьИдеи интересные, только я вот думаю как эти Science Slam проводить - у нас-то и ученых нет, город маленький. Но сама идея интересная - это и привлечение молодежи в науку, и популяризация научных знаний и, возможно, зарождение новых знаний на стыке наук.
Татьяна, спасибо за Ваш интересный комментарий. Рада видеть Вас в гостях. Всего Вам самого доброго и позитивного!