«Поколение снежинок»: кто это вообще такие и с чего они взъелись на читателей «Франкенштейна» и Бунина
Всем – привет!
Дорогие друзья, слышали ли вы о «поколении снежинок»? Честно говоря, я впервые прочитала об этом явлении в зарубежной социологии. Термин «поколение снежинок» (snowflake generation) Словарь Коллинза и Financial Times признали словом года в 2016-м. Так называют людей, рожденных в странах золотого миллиарда после 1990 года (некоторые социологи предпочитают вести отсчет даже с 1985). И возникает естественный вопрос: «А у нас есть свое «поколение снежинок»? Может быть, педагоги и школьные библиотекари знают? Они как бы ближе к современным детям и подросткам. Тема очень интересная.
В зарубежной социологии с недавних пор появился новый термин – «поколение снежинок». Им называют людей, которые родились в самом конце прошлого века и росли в 2000-е годы. Все они появились на свет в спокойные, стабильные годы, многих сильно опекали родители, большинство росло в «тепличных» условиях, когда их возили на машине в школу и обратно, а мама с папой решали за них абсолютно всё, вплоть до выбора кружка по интересам.
«Снежинки» не видели настоящего мира, поэтому столкновение с его жестокостью вызывает у них протест. Они ненавидят насилие и мировую историю, ведь там насилия очень много. Совершенно не умеют ничего делать своими руками и обижаются на любую критику. Они считают себя уникальными личностями, но очень уязвимы. Поэтому всегда собираются в кучу и устраивают «снежную бурю», если кто-то не согласен с их мнением (а другого они не принимают).
В европейских и американских университетах «снежинки» уже создают кучу проблем. Если они узнают, что какой-то преподаватель недостаточно толерантен или имеет собственную точку зрения по вопросам мироустройства, они добьются, чтобы его выгнали. Когда в американском колледже один профессор сказал, что затеянный студентами «День без белых преподавателей» плохо сочетается с принципами равенства всех рас, ему начали писать оскорбительные письма, запирать в аудитории и в итоге вынудили руководство вуза его уволить.
Считается, что новое значение слова «снежинка» появилось благодаря книге Чака Паланика «Бойцовский клуб» и одноимённой экранизации этого романа. Там есть такие слова: «Ты не особенный. Ты не прекрасная и уникальная снежинка». Но наши «снежинки» как раз чувствуют себя очень особенными – великолепными и неповторимыми.
В последние несколько месяцев эти люди добрались до оценки литературной классики. И вот их самые парадоксальные выводы, о которых уже пишут все британские газеты:
Чудовище Франкенштейна было жертвой
Бедного монстра, который поубивал кучу народа, просто неправильно поняли. Его надо было защищать так же, как мы охраняем сейчас вымирающие виды диких животных. У людей должна быть ответственность за тех, кого они приручили.
Идея сама по себе неплоха, но сравнение с животными, конечно, коробит. По-видимому, только «снежинки» имеют право на интеллект, а всякие чудовища, даже разумные, должны довольствоваться ролью подвластных питомцев.
Изучение Ивана Бунина надо запретить
Студенты отделения славянских языков и литературы в одном из американских университетов возмутились, что их заставляют читать Бунина. А там – фу-фу-фу! – сцены почти-насилия над женщинами. Да ещё такие противные, словно дама может от этого удовольствие испытывать.
Вон что в рассказе «Стёпа» Бунин пишет, почитайте: «Он длительно поцеловал ее в губы, и руки его скользнули ниже.
– Василь Ликсеич… за ради Христа… Вы забыли, ваша лошадь так и осталась под крыльцом… папаша заедут… Ах, не надо!
Через полчаса он вышел из избы, отвел лошадь во двор, поставил ее под навес, снял с нее уздечку, задал ей мокрой накошенной травы из телеги, стоявшей посреди двора, и вернулся, глядя на спокойные звезды в расчистившемся небе. В жаркую темноту тихой избы все еще заглядывали с разных сторон слабые, далекие зарницы. Она лежала на нарах, вся сжавшись, уткнув голову в грудь, горячо наплакавшись от ужаса, восторга и внезапности того, что случилось».
Мы не шутим, этот отрывок стал причиной серьёзного скандала. Студенты протестовали против изучения творчества писателя, который посмел думать, что женщина после отказа от близости может испытать «восторг». Теперь преподаватели обязаны использовать «предупреждение о триггерах». Сначала студентов нужно предупредить, что сейчас будет обсуждаться неприятная книга с насилием и расизмом, и только потом можно будет изучать «Убить пересмешника».
Только с теми, кто найдёт в себе силы остаться на занятии и не пожелает покинуть аудиторию из-за того, что такая тема его не устраивает и он может принять её слишком близко к сердцу. Над «снежинками», конечно, много смеются, но с фактами спорить трудно: они действительно уже сейчас начинают диктовать обществу свою волю. Кто знает, к чему это приведёт. А пока не пора ли нам самим задуматься о том, не слишком ли сильно мы опекаем своих детей, чтобы из них тоже не выросли такие вот «снежинки»?
Кадр из фильма Бойцовский клуб (1999).
Интересные ссылки
Комментариев нет:
Отправить комментарий