Другие берега: 10 мемуаров,
от которых не оторваться
Всем – привет!
Дорогие друзья, в последнее время, судя по читательскому спросу, вырос интерес к мемуарной литературе. У нас постоянно читаемы: серия мемуаров «Мой ХХ век» (Л. Утесов, М. Танич, И. Архипова, В. Смехов и др.), «Аплодисменты» Л. Гурченко, «От «Глухаря» до «Жар-птицы» Г. Жжёнова, «О том, что помню» Е. Кузьминой и др.
В Интернете мне попалась подборка мемуаров, книги из которой наверняка есть в каждой библиотеке.
Это увлекательные и пронзительные мемуары писателей, музыкантов, художников и других известных людей. Думаю, что вы не сможете оторваться, пока не дочитаете до конца. Открывайте воспоминания Владимира Набокова о XX веке, рассказ двух писателей-сатириков об Америке 1930-х годов и исповедь князя Феликса Юсупова, который известен как организатор убийства Григория Распутина.
«В 1925 году, живя в Париже в эмиграции, прочел я в газете, что при обыске наших петербургских домов большевики нашли в прабабкиной спальне потайную дверь, а за дверью — мужской скелет в саване…»
Князь Феликс, последний из Юсуповых, искренне рассказывает о своей жизни, истории семейства и, как он говорит во вступлении, «типичной обстановке восточной дикости и роскоши». В этих записках есть и юмор, и легкий слог, и меткий взгляд на окружающие вещи.
«Еще я хочу сказать, что я поняла, что жизнь — это утраты. Постепенно уходили люди, и все больше пустого пространства образовывалось вокруг нас».
«Подстрочник» — книга о жизни целой страны через призму истории Лилианны Лунгиной, переводчицы и филолога XX века. Произведение создано по снятому документальному фильму, в котором Лунгина на протяжении нескольких часов вспоминает богатую и насыщенную жизнь, встречи с известными культурными деятелями — Мариной Цветаевой, Александром Твардовским, Александром Солженицыным, Иосифом Бродским, Астрид Линдгрен и многими другими.
Владимир Набоков. «Другие берега»
«Я смотрел на крутое летнее облако — и много лет спустя мог отчетливо воспроизвести перед глазами очерк этих сбитых сливок в летней синеве».
Это автобиографический роман о жизни Владимира Набокова, охватывающий 40 лет — с самого начала XX века. Автор описал прошлое с предельной точностью и «отыскал в нем полнозначные очертания, а именно: развитие и повторение тайных тем в явной судьбе. Я попытался дать Мнемозине не только волю, но и закон».
Надежда Дурова. «Записки кавалерист-девицы»
«Думала ли я, когда вылезала из этой лазейки в беленьком канифасном платьице, робко оглядываясь и прислушиваясь, дрожа от страха и холодной ночи, что войду некогда в это же отверстие и тоже ночью гусаром».
Воспоминания женщины, которая почти 60 лет носила мужское платье и называла себя мужским именем. Надежда Дурова в чине поручика приняла участие в боевых действиях Отечественной войны, участвовала в конной атаке под Смоленском, в Бородине, была ранена в ногу, служила ординарцем у самого Михаила Кутузова. Реальная биография Дуровой еще более увлекательна, чем история в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».
Илья Репин. «Далекое близкое»
«Воспоминаньица о самых интересных минутах моей жизни. Мы их не ценим… даже стыдимся и замалчиваем. Я набрасываю о них экскизы…»
Илью Репина современники считали не только талантливым художником, но и прекрасным писателем. Корней Чуковский писал о мемуарах «Далекое близкое»: «В его книге превосходный язык — пластичный, свежий, выразительный и самобытный до дерзости язык, не всегда покорный мертвым грамматическим правилам, но всегда живой, живописный».
В книгу вошли воспоминания Репина о детстве и семье, учебе в Академии художеств, общении с другими русскими художниками, писателями, музыкантами.
Илья Ильф, Евгений Петров. «Одноэтажная Америка»
«Иногда бывает полезно для лучшего знакомства со страной покинуть ее на один день».
Осенью 1935 года Илья Ильф и Евгений Петров — на тот момент корреспонденты газеты «Правда» — совершили путешествие в США. За три с половиной месяца они дважды пересекли страну на автомобиле, повстречались со множеством людей и попали не в одну интересную историю. Эти впечатления легли в сборник путевых очерков и заметок о жизни, быте и нравах американцев.
Константин Станиславский. «Моя жизнь в искусстве»
«Я привожу все эти воспоминания еще и для того, чтобы показать молодым артистам, как важно для нас вбирать в себя побольше прекрасных, сильных впечатлений. Артист должен смотреть (и не только смотреть, но и уметь видеть) прекрасное во всех областях своего и чужого искусства и жизни».
Станиславский называл свои мемуары «историей художественных исканий». В этой книге он описал почти всю свою жизнь: от детства и первых любительских постановок до всемирного признания и создания собственной актерской системы. Это рассказ о непростых отношениях с Владимиром Немировичем-Данченко, об удачных и провальных спектаклях, о Московском Художественном театре и его труппе.
Фаина Раневская. «Меньше пафоса, господа!»
«Меня забавляет волнение людей по пустякам, сама была такой же дурой. Теперь, перед финишем, понимаю ясно, что все пустое».
Фаина Раневская известна не только как комедийная актриса, но еще и как автор многочисленных афоризмов, фраз и выражений, которые стали крылатыми. Эта книга позволит в очередной раз убедиться в остроумии артистки, ее прекрасном чувстве юмора.
Георгий Данелия. «Безбилетный пассажир»
«Когда превозносят мое творчество — не скрою, конечно, приятно, но чувствую я себя при этом примерно как безбилетный пассажир в трамвае: вот сейчас войдет контролер, оштрафует, опозорит и попросит выйти вон!»
Георгий Данелия легко и с юмором пишет о своем детстве и семье, учебе, дебюте в кино. В сборнике — рассказы о том, как в СССР создавали фильмы, курьезные случаи со съемок, веселые и грустные истории о знаменитых советских актерах и режиссерах.
Ирина Одоевцева. «На берегах Невы. На берегах Сены»
«Всякая человеческая жизнь, даже самая удачная, самая счастливая, — трагична. Ведь она неизбежно кончается смертью. Ведь как ни ловчись, как ни хитри, а умереть придется».
В сборник «На берегах Невы. На берегах Сены» вошли сразу две книги Ирины Одоевцевой. Одна из них — «На берегах Невы» — это воспоминания о жизни творческой интеллигенции Петрограда в первые послереволюционные годы. Это истории об Осипе Мандельштаме, Николае Гумилеве, Анне Ахматовой и других известных русских писателях. А в книге «На берегах Сены» Одоевцева рассказывает о судьбе эмигрантов — Ивана Бунина, Марины Цветаевой, Константина Бальмонта.
Автор: Анастасия Войко
Комментариев нет:
Отправить комментарий