четверг, 30 марта 2023 г.

Помощь – читателю

Запомнить все: пять лучших мнемотехник
Всем – привет!
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
— если эта фраза вызвала в вашей памяти воспоминание о цветах радуги, спешу поздравить вас. Потому что вы уже знакомы с мнемотехникой!
Популярное ныне течение по развитию памяти зародилось очень давно. «Мнемотехника» (или мнемоника) с древнегреческого переводится как «искусство запоминания». Приемы мнемоники никогда не теряли своей актуальности, потому что существенно облегчают людям жизнь.
Мнемотехника, или мнемоника, — это метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций.

Предлагаю познакомиться читателям – взрослым и детям – с пятью мнемотехниками, которые помогут запоминать большую информацию, а школьникам - быстрее подготовиться к экзаменам и контрольным работам. Нашу память можно и нужно тренировать!
А в конце поста – совет, как запомнить что угодно - навсегда, на всю жизнь.
«Метод Цицерона»
Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, чертоги разума.
Эта мнемотехника лучше всего заточена под заучивание плана выступления, но подойдет и для того, чтобы запомнить последовательность действий или слов.

Метод основан на особенности нашего мышления ― мы удерживаем визуальные образы в памяти лучше всего. Представьте себе комнату и наполните ее всем, что вам нужно запомнить. Например, для того, чтобы выучить последовательность реформ Александра II, поместите у входа крестьянина, который будет символизировать отмену крепостного права, у стола ― горсть земли, чтобы запомнить земскую реформу, и так далее.

Комната может быть и реальной ― развесьте по квартире стикеры с ключевыми словами, погуляйте между ними и в нужный момент просто вспомните это помещение.

Преимущества метода Цицерона:
  • можно запоминать большие объёмы информации,
  • запоминание происходит достаточно быстро,
  • при повторении образы надолго остаются в памяти.
  • Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость
Рифмовки
Коротенькие стишки помогают запомнить правила в русском, английском, геометрии, математике и многих других предметах. Все мы помним знаменитый стишок-запоминалку: "Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку", ― именно так мы и запоминали падежи и где первая буква каждого слова соответствует первой букве названия падежа.
Иван - Именительный
Родил - Родительный
Девчонку - Дательный
Велел - Винительный
Тащить - Творительный
Пелёнку - Предложный.

А кто-то припомнит крысу Биссектрису, которая бегает по углам и делит их пополам. Этот метод настолько действенный, что его используют даже вузовские преподаватели. Например, чтобы запомнить число Пи до 13 знака, достаточно выучить стишок:
Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Ну и дальше надо знать,
Если мы вас спросим —
Это будет пять, три, пять,
Восемь, девять, восемь.
Пение
Школьникам нередко приходится учить стихи наизусть, особенно в младших классах. Не всем это дается легко, но учеба пойдет интереснее и быстрее, если превратить стих в песенку. Читайте стихотворения нараспев! Или попробуйте положить их на любую мелодию, пусть даже самую простенькую. А если добавить к пению элементы пантомимы и попробовать разыграть стихотворение в лицах, оно запомнится еще лучше.
Пространственные ассоциации
Если нужно выучить много разных тем для экзамена, попробуйте заучивать отдельные фрагменты в разных местах. Например, одну тему ― на кухне, другую ― в парке, третью ― за рабочим столом.
Это создает дополнительные ассоциации, и на экзамене достаточно вспомнить парк или кухню, чтобы в памяти начали всплывать страницы учебника.
Метод рассказчика
Очень часто школьники, готовясь к экзаменам, открывают конспект, читают первые фразы и им тут же начинает казаться, что они все отлично помнят. Это иллюзия ― мы склонны принимать узнавание за знание. Но на экзамене вряд ли получится вспомнить, что же там было написано. Повторять нужно не перечитывая записи, а пересказывая их содержание. Например, отвечая воображаемому экзаменатору. Подглядывать в записи можно только в том случае, если из памяти выпала какие-то даты, имена или правила.
Как запомнить что угодно надолго?
По опыту мы знаем, что детям часто сложно вспомнить в мае то, что они проходили в сентябре. Как запоминать все выученное не до следующего урока, а навсегда?

Много лет назад немецкий физиолог и психолог Герман Эббингауз провел эксперимент и выяснил, что информация начинает забываться уже через 20 минут после того, как мы ее услышали или прочитали. Для того, чтобы избежать этого эффекта, необходимо использовать интервальное повторение. То есть повторить выученное несколько раз сразу после запоминания, потом на следующий день, потом ― через три дня, и еще раз ― через две недели. Так любая информация запомнится навсегда.

Полезные ссылки

Комментариев нет:

Отправить комментарий