воскресенье, 2 апреля 2023 г.

Помощь – библиотекарю

Как зажечь в ребенке огонь чтения?
(как сформировать читательский интерес у школьников)
Всем – привет!
Фото: flomaster.club
Новый интересный материал Челябинской областной научной библиотеки  привлек внимание не только учителей, но и библиотекарей. Проблема чтения современных детей и подростков сегодня как никогда стоит остро. Как зажечь в ребенке огонь чтения, как увлечь его книгой – эти вопросы подняты в дайджесте периодических изданий, который предлагает нам автор материала Татьяна Пономарева (есть ссылочки на некоторые журналы и статьи можно прочитать).

«Мы подошли к той грани, когда исправить положение с книжным чтением, а значит с развитием мышления, будет невозможно. И дело не только в падении тиражей в стране. Дело в утрачиваемой культуре чтения. Это таит в себе реальную угрозу нашей идентичности и национальной безопасности». — Даниил Гранин
Общество и государство давно бьют в набат, обозначив нечтение краеугольной проблемой не только образования, но и общества в целом, ведущей к снижению интеллектуального и культурного уровня, росту агрессии и нетерпимости, деформации исторической памяти, но и ряду других проблем. Поддержка литературного творчества, книгоиздательства, пропаганда литературы и чтения заложены в последней редакции Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 25 января 2023 г. № 35.

Что мы имеем сейчас? Даже в читающей семье ребeнок может быть равнодушен к книгам. Гаджеты, видеоролики, чаты, компьютерные игры все сильнее перетягивают внимание детей на себя. Учителя бьют тревогу – чтению как фундаментальному навыку, помогающему достигать успехов при изучении предметов, дети предпочитают получить готовую визуальную картину.
Как же приобщить ребенка к чтению? Заставить — не лучший вариант. Можно только показать красоту и пользу печатного слова.

Для решения проблемы педагоги предлагают следующие формы работы: буктрейлеры, мотивационные приемы, проектную деятельность, публичные чтения, скрайбинг-технологии, собеседования, чтение по Кушниру, школьные кружки чтения. И делятся ими на страницах профессиональных журналов. Они представлены в этом выпуске.

Материал рассчитан на педагогов образовательных учреждений и студентов, [но может быть полезен и библиотекарям]. Он содержит обзоры статей, фрагменты уроков, освещающие практический опыт педагогов по проведению урочной и внеурочной деятельности. Использованы материалы научно-методических журналов за последние 5 лет, публикации расположены в алфавите авторов.
Брюханова, О. В. Книга и чтение в жизни современного школьника: о пути учителя к ученику с детской книгой / О. В. Брюханова // Литература в школе. – 2015. – № 1. – С. 22–24.
Анализируя причины низких результатов ЕГЭ по русскому языку и нежелания подростков читать художественную литературу, учитель ГБОУ СОШ № 947 (г. Москва) рассказывает о выбранном пути приобщения школьников к чтению. Это путь постижения книг, авторы которых становятся собеседниками учеников и помогают им отвечать на труднейшие вопросы жизни.

«Путь к моим ученикам с книгой и чтением я начала проходить с помощью современной детской и подростковой литературы. Опираясь на методические рекомендации, разработанные кандидатом педагогических наук, профессором Московского института открытого образования Натальей Евгеньевной Кутейниковой, я вместе с моими учениками совершила много удивительных открытий. Нельзя сказать, что все дети стали читателями, но многие с радостью открыли, что художественная литература помогает им отвечать на их вопросы об отношении к миру. Именно современная детская литература помогла мне показать школьникам, что книга может стать собеседником и советчиком…

Повести Дины Сабитовой «Где нет зимы», «Три твоих имени», «Цирк в шкатулке», Светланы Ананич «Подобный льву», Николая и Светланы Пономарeвых «Боишься ли ты темноты?», Олега Раина «Отроки до потопа», «Слева от солнца», «Телефон доверия», Сергея Сухинова «Вожак и его друзья» поднимают болезненные и острые вопросы детского сиротства, непростого пути окружающих к ребeнку-сироте. Эти книги тронули, озадачили моих учеников: столько рядом с ними боли и одиночества, о которых ребята и не задумывались!..».
Валеева, Е. В. Образовательный скрайбинг на уроках литературы и русского языка / Е. В. Валеева // Школьные технологии. – 2021. – № 3. – С. 75–79.
В статье кандидата философских наук, доцента кафедры русского языка и литературы Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, рассматривается возможность использования скрайбинг-технологии на уроках в современной школе. Автор представляет еще один пример визуализации литературного текста, как актуальный и эффективный путь к книге и чтению.
«Скрайбинг позволяет ученику одновременно слушать текст, а также видеть вместе с ним иллюстрации. Визуальный ряд акцентирует внимание зрителя на ключевых моментах темы. На данный момент скрайбинг считается инновационной образовательной технологией, с помощью которой объяснение нового материала можно сделать более интересным, обратив внимание ученика на главное и тем самым обеспечив лучшее запоминание».

Этапы создания скрайбинга:
1. Точно и лаконично сформулировать тему.
2. Найти источники по теме урока и проанализировать их; определиться с текстом, который предстоит иллюстрировать.
3. Продумать композицию презентации, то есть найти нужные визуальные образы, подкрепляющие или заменяющие вербальный текст.
4. Изучить возможности использующейся программы.
5. Обработать видео.
6. Скорректировать написанный текст.
7. Дополнить презентацию аудиозаписью, учитывая ограничения по времени.
8. Опубликовать полученную презентацию.
Галицких, Е. О. Публичные уроки чтения в школе XXI века / Е. О. Галицких // Литература в школе. – 2018. – № 2. – С. 24–26.
На примере педагогов Вятской гуманитарной гимназии, профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ представляет методический замысел и алгоритм подготовки и проведения уроков чтения для широкой публики в Год литературы. На этих уроках все становятся активными читателями.

«Идея, которую мы стремились воплотить в особом замысле урока — публичном уроке, заключается в желании организовать живой образовательный диалог между разными поколениями детей и взрослых. Язык художественной литературы как средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни современного общества находился в центре внимания всех публичных уроков. Поэтому педагоги-словесники Вятской гуманитарной гимназии и решили расширить границы урока литературы и вывести его за рамки класса, открыть его широкой публике, жизни…

В отличие от открытого урока в публичном уроке всем нужно участвовать, высказывать на нeм «своe слово», делиться своими знаниями и жизненным опытом…

Спектр тем публичных уроков чтения очень разнообразен: “Читать или не читать?”, “Как понимать прочитанное?”, “Домашняя библиотека: опыт и открытия”, “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты”, “Книги, которые изменили мою (нашу) жизнь”, “Великие книжные предсказания”, “Искусство жить достойно”, “Что значит быть воспитанным: перечитываем письма А. П. Чехова”, “Заветное отцов и дедов”, “Лучшие афоризмы литературных героев”, “Память сердца о Великой Отечественной войне”, “Страницы дневников современников”, “Времена не выбирают, в них живут…”, “Где та книга, хотя бы одна, чтоб еe прочитала вся наша страна…”, “Книга о моей жизни”, “Стихи про меня”, “С какой книгой в этом году у тебя состоялся роман?”...»
Ермолаева, Т. М. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро) / Т. М. Ермолаева // Литература в школе. – 2018. – № 5. – С. 22–23.
Чтобы дети отвлеклись от гаджетов и начали читать, урок литературы должен стать мыследеятельностным. Учитель русского языка и литературы СОШ № 33 (г. Якутск) предлагает свой опыт работы по созданию продуктивного урока литературы.

«Продуктивный урок литературы — это урок мысли, помогающий сделать новые открытия, а значит, мыследеятельностный. (И это открытие примирило меня с ФГОС: я долгое время боялась, что у меня на уроках дети ничего не делают, опыты не ставят, много не рисуют, проекты не рождают и т. п. Теперь спокойна: рождение мысли, открытие себя, других, мира — это прерогатива избранного учебного предмета и творчески работающего учителя!)…
Мыследеятельность на уроках литературы опирается на проблемные вопросы и ситуации…

Вопрос является проблемным, если он для учащегося интересен, содержит в себе какие-либо противоречия и может быть решен при известном напряжении умственных сил.
Какие же проблемы, значимые для людей в XIX веке, интересны сегодняшним ученикам 6–7-х классов? Как заинтересовать их и чем?».
Автор приводит примеры на основе романа А. С. Пушкина «Дубровский».
Жембровская, Т. Е. Формирование читательского интереса у школьников, или как Приучить подростка к книге / Е. Т. Жембровская // Литература в школе. – 2016. – № 11. – С. 42–43.
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 (г. Красногорск, Московская область) представляет свой опыт по формированию любви детей к чтению. Автор помогает по-новому взглянуть на злободневную проблему («не читают, что делать?») и предлагает еe оригинальное решение.

«Итак, чтобы начать сознательно растить читателей среди своих учеников, учитель должен изменить свой взгляд на предмет. Понять, что знакомство с биографиями и лучшими произведениями великих писателей не является самоцелью школьного курса литературы. Главное — вызвать любовь к чтению как таковому, сделать чтение потребностью, книгу — частью жизни растущего человека.
Стратегия проверена на личном педагогическом опыте, она действительно приносит ощутимые результаты в виде читающих учеников и благодарных родителей.

Пошаговая стратегия приучения к чтению:
1. Если гора не идeт… Для начала придется понять, что волнует современного ученика, какими проблемами он живет. Для этого не придется делать ничего такого, что претит вашим принципам. Надо всего лишь начать активно знакомиться с современной отечественной и зарубежной литературой для подростков (произведения последних 10 лет)…

2. Создать мини-библиотеку в классе. Даже если вы счастливчик и в вашей школе или поблизости имеется библиотека с богатыми фондами, не пренебрегайте этой рекомендацией…

3. Грамотно предложить нужную книгу ученику. Вы прочитали книги и знаете своих учеников, попробуйте предположить, кому какая понравится. Эта задача может решаться вами напрямую, например, посредством чтения вслух, читательских клубов, уроков-презентаций и т. п., а также “тайно”…»
Кушнир, А. М. Способ обучения ребенка чтению / А. М. Кушнир // Школьные технологии. – 2022. – № 1. – С. 31–34.
По мнению автора статьи, «Любовь к чтению у ребенка должна закладываться непосредственно во время обучения». «Процесс обучения ребенка чтению — очень сложный процесс. Из-за применения неэффективных приемов обучения и их сочетания возможно развитие потери интереса к процессу чтения», — считает кандидат психологических наук, основатель и главный редактор журнала «Школьные технологии» А. М. Кушнир.

Запатентованное педагогическое изобретение по обучению чтению, предложенное в статье, демонстрирует технические результаты. Например: «Приступив к обучению четырехлетнего ребенка буквам, звукам и складыванию простых слов, одновременно приступили к формированию у него навыка свободного понимания звучащей информации. Для этого ребенку регулярно читали сказки или он слушал их аудиозаписи. Звучащие сказки – это первые звуковые демонстрационные приспособления, предъявляемые ребенку. Постепенно при звучащем тексте сказки ребенку демонстрировали ее текст в книге. Сначала ребенок слушал сказку и рассматривал картинки в книге. Взрослый периодически, взяв в руки указывающее средство во время звучания текста, отслеживал слова сказки в книге… Ребенок постепенно привык к этому и стал понимать, что между звучащим рассказом и книгой имеется связь».
Лобок, А. М. Как зажечь в ребенке огонь чтения? Умение и искусство читать в эпоху клипов и кликов / А. М. Лобок // Школьные технологии. – 2021. – № 6. – С. 89–96.
Проблема детей, которые не хотят читать, — одна из самых острых. Интернет с его неисчерпаемым доступом к аудио- и видеоконтенту бросает вызов классической системе образования и заставляет по-новому посмотреть на не только на процесс чтения, но и «возжегание читательского огня» в ребенке сегодня.
Автор, педагог и практический психолог, предлагает несколько условий, при которых возможно привлечь ребенка к чтению:

1. Воображение, способность быть хозяином читаемого текста, слышать и понимать и многое другое — это ключ, который способен пробудить в ребенке страсть к чтению. «Поэтому важнейшая задача при подготовке к чтению должна заключаться не в том, чтобы привлечь детское внимание к книге с картинками, а в том, чтобы научить его этой удивительной игре воображения по созданию собственных картинок… Творя визуальные миры, ребенок словно становится соавтором разворачивающейся сказки, и это закладывает фундамент его читательской позиции».

2. Способность быть хозяином читаемого текста. Через игру формировать способность к свободному, игровому путешествию в книге. «Например, взять незнакомую книжку и, даже не читая название, начать чтение так: зажмуриться и ткнуть пальцем в любое место и посмотреть, что тебе “выпало”. А потом в другое. А потом в третье. А дальше попробовать предположить на основании выпавших кусочков, о чем же будет эта книга».

3. Способность слышать и понимать читаемый текст. «Ребенка обязательно спрашивают, как он понимает читаемое и что именно он из этого понимает. Однако этот вопрос зачастую ставит ребенка в тупик… И здесь ключ к тому, как формировать у ребенка способность понимать — простая и веселая игра. Берем текст хорошо знакомой сказки, выписываем из нее все прилагательные на отдельные листочки, затем их перепутываем и читаем сказку, заменяя очередное прилагательное каким-то произвольно вытаскиваемым из лежащей на столе стопки листов. И умираем со смеху от того насколько меняется смысл текста».

4. Способность чувствовать язык и стиль текста. «Оказывается, это невероятно увлекательно, когда сюжет повествования не меняется ни на йоту, а язык и художественный стиль, с помощью которого ведется рассказ, меняется радикальным образом… Возьмем какую-то сказку и прочитаем вслух ее небольшой фрагмент. Мы попросим присутствующих детей пересказать услышанное — “своими словами”. Но каждый пересказ слово в слово запишем на отдельный листок бумаги. И у нас появится на свет целая серия записанных версий прочитанной сказки».
Пичугина, О. Ю. Учебные проекты как способ повышения интереса к чтению учебной литературы / О. Ю. Пичугина // Литература в школе. – 2016. – № 7. – С. 34–36.
В данной статье учитель русского языка и литературы Лицея № 101 (г. Барнаул, Алтайский край) представил метод учебного проекта по литературе, этапы его реализации, а также привел примеры творческих проектов, развивающих читательскую культуру обучающихся.

«В качестве способа, повышающего интерес школьников к чтению, можно использовать учебное проектирование, дающее возможность расширить зону учебного материала в соответствии с читательскими интересами учеников, поскольку работа над проектом предполагает деятельность, направленную на решение самостоятельно сформулированной задачи…

Более подробно хотелось бы остановиться на описании проекта “Я — издатель”, направленного на приобщение школьников к поэтическому наследию замечательных русских лириков Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, на развитие творческих способностей учащихся. Задание проекта: создать две небольшие книги стихов (5–10 стихотворений) двух русских поэтов XIX века, объединенных общей темой, написать предисловие, в котором обосновать свой выбор и рассказать о стихах, включенных в сборник.

Задачи проекта определяются исходя из предложенного задания:

1. Творчески подойти к решению проблемы.
2. Самостоятельно найти информацию в различных источниках; проанализировать и систематизировать полученный материал.
3. Освоить различные приемы работы с поэтическим текстом.
4. Составить план работы над проектом, правильно распределить время и имеющиеся ресурсы.
5. Провести коррекцию проекта в процессе его разработки.
6. Оценить результаты деятельности, сопоставить полученный результат с запланированным».
Рыбкина, Е. А. Шаг навстречу к книге, или Как приобщить ребенка к чтению / Е. А. Рыбкина // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 18–21.
Учитель начальных классов МОУ «Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского» (Ленинградская область) считает, что «для решения этих задач в начальной школе важными факторами являются не только профессиональное мастерство учителя, но и читательские предпочтения и начитанность. Если задать вопрос: “С чего начать работу?” — ответ очевиден — с себя. Учителю необходимо читать ту литературу, с которой знакомятся дети, узнавать о книжных новинках, авторах. Он должен знать, что происходит в мире детского и взрослого чтения! Помочь в этом может сотрудничество с детьми, родителями, школьной, городской детской библиотеками, посещение сайтов библиотек.

Для того чтобы помочь ученикам в начальной школе сделать первые серьезные шаги в “Страну книг”, чтобы эта работа была интересной, разнообразной и увлекательной, в начальной школе гимназии организован детский клуб любителей чтения “Читайка”.

В клубе проходят обсуждения прочитанных произведений, обмен книгами, конкурсы чтецов, аннотаций, читательских дневников. Объявляются конкурсы творческих идей. В проектах по чтению участвуют все любители чтения, учителя, родители. Особенно ценной является возможность общения в клубе с интересными людьми, писателями, журналистами. В основе клубной работы — интеграция различных видов деятельности учащихся, родителей, учителей, педагогов дополнительного образования».
Свирина, Н. М. Проблемно-тематический диалог современной русской и зарубежной литературы как способ создания мотивации к чтению у детей и подростков / Н. М. Свирина // Школьные технологии. – 2021. – № 6. – С. 97–102.
Профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования знакомит с одним из действенных приемов мотивации школьников к самостоятельному чтению современной художественной литературы, адресованной каждой возрастной группе (с 5-го по 8-й класс). Автор делится методиками формирования мотивации детей и подростков прочитать ту или иную из предлагаемых книг.

Например, «знакомство подростков с произведениями современной литературы, написанными в разных странах и адресованных именно этим возрастным группам; нахождение педагогом схожих по темам книг; темы должны входить в область активных интересов подростков или принадлежать зоне их ближайшего развития; аудиторию не принуждают к чтению представляемых книг, лишь вовлекают в актуальную для их возраста тему, область, проблему, представленную в книгах…».

Автор задает вопрос: «почему литература должна быть современной?». И отвечает на него: «все очень просто — литература говорит с читателем на одном языке».
Предлагает пять шагов в подборке тем и проведении встреч с подростками по ним:

«Первый шаг: поиск простой, но при этом очевидно внешне привлекательной темы, которая может вызывать улыбку, создавать позитивный настрой. Первая тема непременно должна давать хороший старт. Для первого шага в 5–6-х классах очень хороша тема “Сластены”. Она ярко и остроумно представлена в книге Наринэ Абгарян и Валентина Постникова “Шоколадный дедушка” и любой книги Луиджи Баллерини из серии “Кондитерская Синьорины Корицы…”».

«Второй шаг: постепенный переход, подход к более сложной, составной теме… Это темы ситуативного характера: новенький в классе, переход в другую школу, переезд в другой город». Примеры подобранных для этого шага пар книг: М. Самарский “Радуга для друга” и Д. Пеннак “Собака Пес”.
Селиванова, Т. А. Урок «Читать или не читать? Дышать или не дышать?»: урок-пролог «Каков я, читатель XXI века?» / Т. А. Селиванова // Уроки литературы. – 2019. – № 4. – С. 12–15.
«Наш первый урок в этом учебном году — это честное размышление о себе как о состоявшемся и несостоявшемся читателе. А каков я читатель? Готов ли принять дар писателя, открыть навстречу ему своe сердце, потрудиться осмыслить бесценный словесный подарок? Согласитесь: неторопливое, размышляющее, глубокое чтение — это труд души, ума…

Любое художественное произведение — это “пространство, где вспыхивают языковые огни” (Ролан Барт). Как чувствуем себя мы, читатели, в этом безграничном, чарующем, а подчас трагическом, пугающем неизвестностью пространстве? Светят ли нам эти “языковые огни”? Ощущаем ли мы свет произведения?
Цель нашего урока – дать оценку себе как читателю, попытаться определить уровень своей читательской культуры».
Так начинается урок учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 4» (г. Десногорск, Смоленская область). Педагог предлагает ученикам пять знаковых встреч с типичными читателями нашего времени.
Соловей, Т. Г. Создание буктрейлера как средства пробуждения интереса к чтению / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2018. – № 4. – С. 36–38.
Учитель-методист МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского», заслуженный учитель (Республика Крым, г. Евпатория), дает методику работы по созданию буктрейлера (синтез книги и новых технологий) как средства решения государственной проблемы — нечтения молодых, от которых зависит будущее страны.
«Перед детьми была поставлена задача рассказать о книге в форме буктрейлера. Сперва по любимой книге, потом по книге из школьной программы.

Итак, что же мы получили в итоге?
1. Несколько раз перечитанное, проанализированное и осмысленное самостоятельно произведение (ибо в большинстве случаев дети брали непрограммные книги).
2. Написанное по нему небольшое сочинение в виде сценария, имеющего определенную интригу и призывающего к чтению.
3. Созданный по сценарию видеоролик на основе самостоятельно подобранного иллюстративного материала, видеофрагментов и музыки.
4. Новых заинтересованных читателей.
5. Реализованный творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Думаю, немало! А значит, такая форма работы оказывается достаточно эффективной в решении проблемы привития интереса к чтению у подрастающего поколения».
Яковлева, С. М. Формирование читательской культуры как условие личностного развития школьника / С. М. Яковлева // Литература в школе. – 2019. – № 11. – С. 23–25.
Автор, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Казанская средняя школа» (с. Казанское Тюменская область), рассматривает вопрос формирования читательской культуры учащихся как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности, а также демонстрирует на конкретных примерах применение различных мотивационных приeмов, формирующих читательскую культуру.

«Для себя я провела классификацию мотивационных приeмов, позволяющих работать над формированием читательской культуры. По типу я их разбила на информационные и коммуникативные, цель первых — актуализация имеющихся у школьников знаний; цель вторых — обмен мнениями. По форме эти приeмы бывают устными и письменными. Информационные приeмы мотивации хорошо работают, когда ученики обладают по данной теме определeнными знаниями. Успешно использую приeмы «верно — неверно», «знаю — хочу знать — узнал», «логические цепочки». Например, предлагаю задания вместе с иллюстрациями, связанными с биографией писателя.

Ученики раскладывают иллюстрации по рубрикам, в сторону откладывают те, которые требуют дополнительных знаний, а следовательно, дальнейшего изучения материала. Результатом работы на уроке станет проект, по которому ребята рассказывают о жизни и творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др.».
Составитель: Татьяна Пономарева (ЧОУНБ)
Интересные ссылки

4 комментария:

  1. Спасибо, Мирослава, за очень интересный и полезный материал!

    ОтветитьУдалить
  2. Наталия Викторовна, здравствуйте!
    Да, материал очень интересный! Самое главное - есть ссылочки на многие статьи и их можно прочитать, а кроме того, познакомиться с другими статьями журналов.
    Спасибо за отзыв, Рада Вашему комментарию и вниманию. Всего самого доброго и позитивного!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Мирослава! Спасибо за актуальный материал! Взяла на заметку.

    ОтветитьУдалить
  4. Лариса Витальевна, здравствуйте!
    Очень рада, что материал пригодится. Тема актуальная и труднорешаемая и чем дальше, тем труднее. Сужу по своим внукам - на первом месте - гаджеты, технологии, а потом всё остальное...Им надо всё чтобы полегче воспринимать, а чтение требует больших усилий и внутренней работы...
    Спасибо большое за отзыв, искренне рада Вам. Всего самого весенне-вдохновляющего, радостного и позитивного!

    ОтветитьУдалить