вторник, 9 февраля 2021 г.

2021 – Год науки и технологий

Помощь - библиотекарю. Формы 
и названия мероприятий
Всем – привет!
Уважаемые коллеги, как вы знаете, 2021 год объявлен в России Указом Президента РФ  
Годом науки и технологий. Это, как мне кажется, неожиданно, но учитывая весь прошлый год, развернувшуюся в мире пандемию коронавирусной инфекции - логично и необходимо.
Предлагаю вашему вниманию в помощь коллегам список сценарных материалов, а также перечень форм и названий мероприятий к Году науки и технологий.
Обратите, пожалуйста, внимание на материалы блогов, где уже идут публикации к Году науки и технологий:
Формы и названия массовых мероприятий к Году науки и технологий
Академический ликбез «Выдающиеся учёные планеты»;

Акции информационные: «Что несёт человечеству наука?», «Если люди читают, они мыслят» (ко Дню всемирной науки), «Погружайся в науку вместе с нами»;

Астрономический вечер «Их имена в небе»;
Беседа «Россияне в науке»
Беседа–диалог «День науки и творчества»;
Беседа-презентация «Юные изобретатели»
Библиотечный урок «Наука плюс фантазия»
Брейн–ринг «Хочу всё знать»

Вечер занимательной науки «Науки разные нужны»;
Викторина «Мальчик из чемодана, или Как быть человеком?» (о Электронике, роботе, герое детских научно-фантастических повестей Е.Велтистова)
Виртуальное путешествие «Путешествие по стране Наука»;
Выставка-викторина «Тайны изобретений»

Географическая викторина «Человек открывает Землю»
День информации «Лишних знаний не бывает»;
День науки «Наука – это жизнь»;
День технического творчества: Мастер – класс «Новогодние творенья»; "Мастерим для пап и мам".  Мастер – класс «Динамические игрушки»; Конкурс рисунков «Техномобиль XXI века для юного человека»; Классные часы «Великие изобретатели» и др.).
Диспуты: «Молодёжь. Наука. Профессиональное развитие», «Молодые в науке: мифы и реалии»
Занимательный урок «Мир науки и техники»;
Игра–кроссворд «Занимательная физика»; «Занимательная химия» и т.п.
Интеллектуальная викторина «Как наука помогает нам в жизни»
Интеллектуальная игра «И тут вошел Изобретатель…»
Интеллектуальные квизы: «Во всех науках мы сильны», «День Незнаек и Почемучек», «От Земли до Луны, всё ребята знать должны», «Что я знаю о науке»;

Интеллектуальные марафоны: «Люди, посвятившие себя науке», «Изобретения, которые потрясли мир», «Достижения современной науки в повседневной жизни человека»
Интеллектуальный блиц - турнир «Без каких изобретений невозможна современная жизнь?»

Интеллект-центр «Лаборатория Знаек». Чтобы определить круг тем в центре с детьми неплохо бы сначала провести «День познавательной книги» (своеобразный мозговой штурм). Разделить детей на несколько команд и задать им темы, например, космос, День российской науки (по датам календаря, например). Дети в ходе мероприятия должны будут на листках бумаги поделиться своими предложениями, они также могут «заходить» в другую группу и предлагать свою идею. В заключение остается только выбрать самые удачные предложения и составить программу познавательно-творческих встреч.

Интерактивная познавательная игра «В гостях у Кулибина!»
Интерактивный познавательный час «От мечты к реальности»
Информационные часы: «Будущее техники и науки за молодёжью», «Знакомься со славными именами», «М. В. Ломоносов – гений мировой науки», «Научные достижения в жизни человека», «От хобби к научным знаниям», «Российская наука: вчера, сегодня, завтра», «Ходят слухи, что наука утомительная штука», «Человек и космос»
Квест «Алиса в стране наук»;
Книжный параграф «Роль науки в современном обществе»
Конкурс «Книга научная – значит нескучная»
Конкурс рисунков «Мир науки глазами детей»
Конкурс эрудитов «Копилка знаний»
Конкурсно–игровая программа «По секрету всему свету» (ко Дню детских открытий – 17 января)
Круглые столы: «Интернет, как двигатель научной мысли», «Интеллектуальная молодёжь: как найти свой путь в науке»;

Лаборатории юных математиков (физиков, химиков и т.д.) «Неизвестные факты об известных открытиях»
Лекторий «Наука без назидания и скуки» готовит и проводит лекции на научные и технические темы.

Лестница научных знаний «Путешествие в мир науки». Каждый из участников этой «лестницы» должен пройти весь путь от первой до последней ступеньки, выполняя специально разработанные по каждой теме задания и принимая участие в мероприятиях, организованных библиотекой. На заключительном занятии дети представляют своё исследование, проект или творческую работу.

Литературно-историческое путешествие «Выдающиеся личности в науке»;
Литературно–познавательный час «Для вас, интеллектуалы»;
Мастер – класс «Чудеса из ничего»
Медиа-презентации: «Мир научных открытий», «Наука без границ» (учёные юбиляры);
Мозговой штурм «Наука вокруг нас»;
Научное шоу «Эксперимент»
Неделя «Науки и техники для детей и юношества»;
Неделя новых изобретений и технологических инноваций
Объединения научно-технического творчества «Умелые руки», «Мастерилка», «Самоделкин», «Добрых рук мастерство» и др.

Познавательная программа «Капля в море»
Познавательная программа «О, сколько нам открытий чудных»
Познавательный час «Взгляд на мир через науку», «Да здравствует российская наука!», «Здоровье в твоих руках», «Простая наука»
Цикл познавательных часов «По страницам великих открытий»
Праздник научных открытий

Творческая мастерская «Творим, выдумываем, изобретаем»
Тематический час «Наука в нашей жизни»»

Техническое творческое объединение «ДеТвоРа» (Детство. Творчество. Развитие.) Объединение занимается популяризацией научно-технического творчества, повышением престижа инженерных профессий, стимулированием интереса детей и подростков к сфере инноваций и высоких технологий.

Урок информации «Самые известные изобретения человечества»
Урок мужества «Родина крылья дала» (ко Дню космонавтики)
Урок-познание «Изобретатели, которые потрясли мир»
Уроки–путешествие: «Великие географические открытия», «Десять открытий, которые потрясли мир»;

Фестиваль «Город ТехноТворчества» (который может состоять из следующих мероприятий: интеллектуально-творческого соревнования; мастер-класса по созданию различных технических объектов; выставки научно-технического творчества детей; ночного сбора юных инженеров; изобретариума; демонстрации научно-популярных фильмов и др.)

Час интересных сообщений «Великие земляки»
Экспериментариум ”Научная среда”. В нем проводятся мастер-классы по техническому творчеству и научно-познавательные практикумы
Сценарные материалы к Году науки 
и технологий
Барчева, Т. Ф. Ядерный щит державы: [Беседа о биографиях и открытиях] / Т. Ф. Барчева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2019. – №1 – С. 77 – 81.
Бударина, В. В. Зажглась звезда на небе: [Занятие о российских ученых-химиках] / В. В. Бударина . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2006. – №12 – С. 81 – 85.
Быкова, Е. С. Изобретатели – искатели: [Командная игра о великих открытиях и гениальных авторах для 8-9 кл.] / Е. С. Быкова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2019. – №2 – С. 77 – 80.
Быкова, Е. С. Триумф научной мысли: [Интеллектуальная игра о великих открытиях, внесших немалый вклад в мировую науку] / Е. С. Быкова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2018. – №11 – С. 58 – 61.
В соответствии с завещанием: [Материалы для подготовки сообщения к 170-летию со дня рождения А. Б. Нобеля, шведского химика, инженера, изобретателя, предпринимателя и филантропа] . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2003. – №8 – С. 46 – 59.
Глушкова, Ю. В. Первым делом первым делом самолёты..:[Беседа-игра для 5–7 кл.] / Ю. В. Глушкова . – Текст : непосредственный // Игровая библиотека. – 2016. – №4 – С. 58 – 75.
Гусева, Г. Д. Великие химики и их открытия: [Игра-викторина для старшеклассников] / Г. Д. Гусева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2006. – №1 – С. 64 – 68.
Деева, О. М. Первая железная дорога в России: [Историко-литературная конференция для 6–9 кл.] / О. М. Деева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2010. – №4 – С. 70– 75.
Дьячкова, С. А. Поиграем в компьютер: [Сценарий КВН по информатике] / С. А. Дьячкова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2005. – №4 – С. 62– 65.
Жогова, Е. Н. Высокая честь магистрали беречь: [Рассказ об истории железных дорог] / Е. Н. Жогова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2016. – №6 – С. 74 – 77.
Жогова, Е. Н. Необыкновенное путешествие Королевича Алюминия: [Увлекательная сказка-пьеса для 5-7 кл.] / Е. Н. Жогова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2015. – №12 – С. 84 – 87.
Зайкова, Г. А. Бициклет, костотряс или просто велосипед: [Сценарий об изобретении велосипедов] / Г. А. Зайкова // Читаем, учимся, играем. – 2003. – №2 – С. 78 – 81.
Захаркин, М. С. Удивляйтесь, ищите, дерзайте: [Сценарий вечера об Альберте Эйнштейне для 7-11 кл.] / М. С. Захаркин . – Текст : непосредственный // Игровая библиотека. – 2013. – №10 – С. 42 – 52.
Каркачева, Н. А. А ты знаешь, кто изобрел акваланг?: [Развлекательно-познавательная игра среди учащихся 8-11 кл.] / Н. А. Каркачева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2008. – №5 – С. 73 – 82.
Костенко, Н. В. Не счесть числа его талантам: [Сценарий о жизни М. В. Ломоносова и его открытиях для 5-9 кл.] / Н. А. Каркачева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2018. – №8 – С. 52 – 56.
Лекомцев, Д. Г. Технологии настоящего и будущего: [Викторина по физике для старшеклассников.] / Д. Г. Лекомцев, С. А. Лекомцева. . – Текст : непосредственный – //Читаем, учимся, играем. – 2009. – №1 – С. 29 – 31.
Лекомцева, С. А. Позвони, мне позвони!: [Устный журнал с игровой программой о телефоне для 7-9 кл.] / С. А. Лекомцев . – Текст : непосредственный // Игровая библиотека. – 2011. – №5 – С. 64 – 79.
Мальцева, О. В. Альфред Нобель: Гений и злодей: [Рассказ о шведском химике-экспериментаторе и бизнесмене для 7-11 кл.] / О. В. Мальцева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2016. – №10 – С. 92 – 94.
Мальцева, О. В. Посев научный взойдет для жатвы народной: [Мероприятие о химике Д. И. Менделееве для 5-11 кл.] / О. В. Мальцева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2011. – №11 – С. 79 – 81.
Морелева, В. А. Этюды об ученых: [Увлекательные рассказы о выдающихся деятелях науки] / В. А. Морелова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. 2004. – №11 – С. 58 – 64.
Осипова, А. И. Примеры славных дел: [Мероприятие к 290-летию со дня рождения М. В. Ломоносова для 5-7 кл.] / А. И. Осипова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2001. – №4 – С. 4 –14.
Остапчук, Т. Н. Автомобили буквально все заполонили: [Интеллектуально-познавательная игра для 7-8 кл.] / Т. Н. Остапчук . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2008. – №3 – С. 88 – 90.
Пешкун, Л. Г. Науки разные нужны: [Игра для 8-9 классов, посвященная Неделе науки и техники для 8-9 кл.] / Л. Г. Пекшун . – Текст : непосредственный // Кл. рук-ль. – 2004. – №3 – С. 100 – 103.
Пешкун, Л. Г. Автомобиль – друг или враг?: [Информационно-экологическая игра для 8-11 кл.] / Л. Г. Пешкун . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2015. – №2 – С. 81– 85.
Просекова, О. А. В прямом эфире: [Сценарий об изобретении А. С. Поповым радио для 6-9 кл.] / О. А. Просекова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2017. – №7 – С. 75 – 77.
Просекова, О. А. Если знаешь – отвечай, а не знаешь - слушай: [Сценарий об изобретении А. С. Поповым радио для 6-9 кл.] / О. А. Просекова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2018. – №7 – С. 61 – 63.
Просекова, О. А. На пути больших открытий: [Вечер, посвященный истории воздухоплавания для уч-ся 9-11 кл.] / О. А. Просекова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2008. – №1 – С. 38 – 42.
Разувалова, Г. П. Твой друг автомобиль: [Конкурс школьников для 4-5 кл.] / Г. П. Разувалова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2000. – №3 – С. 102 – 108.
Резванцева, Л. В. Небо – наш родимый дом: [Вечер, посвященный истории воздухоплавания для уч-ся 9-11 кл.] / Л. В. Резванцева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2008. – №1 – С. 38 – 42.
Ремез, С. Ф. Интернет: скорее друг ли скорее враг?: [ко Дню интернета в России] / С. Ф. Ремез, Н. А. Мищенко . – Текст : непосредственный // Кл. рук-ль. – 2016. – №5 – С.113 –119.
Россинская, С. В. Во имя науки: [Устный журнал, повествующий о жизни Джордано Бруно для 7-9 кл.] / С. В. Россинская . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2010. – №5 – С. 23 – 29.
Рязанцева, Л. Г. Он подарил нам свет: [к 155-летию со дня рождения изобретателя электрических ламп А. П. Лодыгина.] / Л. М. Рязанцева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2002. – №4 – С. 110 –123.
Суркова, Н. С. Выше только облака: [Сценарий об Останкинской телебашне для 5-7 кл.] / Н. С. Суркова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2017. – №9 – С. 64 – 66.
Телеш, Е. Г. Главный механикус России: [Месячник науки и техники И. П. Кулибина] / Е. Г. Телеш . – Текст : непосредственный // Игровая библиотека. – 2016. – №7 – С. 4 – 19.
Теплякова, Э. Электроэнергия – полезная вещь: [Игровая программа] / Э. Теплякова . – Текст : непосредственный // Чем развлечь гостей. – 2018. – №8 – С. 34 – 38.
Ульянов, В. Такси-шоу: [Конкурсная программа] / В. Ульянов . – Текст : непосредственный // Чем развлечь гостей. – 2008. – №7 – С. 40 – 42.
Хакурате, А. Самовар в упряжке ходит: [Театрализованная игра о создании паровоза и о Санкт-Петербургской железной дороге] / А. Хакурате, И. Ершова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2002. – №7 – С. 63 – 70.
Хакурате, А. Д. Это еду я бегом, это я бегу верхом: [Сценарий урока о велосипедах] / А. Д. Хакурате . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2003. – №2 – С. 75 – 77.
Чернышова, Н. День наук: [Тематический день в школе] / Н. Чернышова . – Текст : непосредственный // Чем развлечь гостей. – 2013. – №11 – С. 30 – 34.
Шкодских С. А По следам великих открытий: [Технический аукцион для учащихся 7-9 классов] / С. А. Шкодских . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2009. – №12 – С. 57 – 61.

Может быть, пригодится в работе...

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Мирослава! Большое спасибо за ссылки на мои блоги! А Вы прекрасно дополнили уже имеющиеся материалы на данную тему! Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте!
      Вам огромное спасибо за актуальную информацию в Ваших блогах! Она здОрово выручает в критическую минуту.
      Спасибо за комментарий, очень рада Вам. Всего самого доброго, успешного и позитивного!

      Удалить
  2. Мирослава, замечательный материал! Обширно и всесторонне дана информация. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здравствуйте!
      Сейчас коллеги, да и мы сами, ищем спешно информацию к Году науки и технологий, а ее пока еще не очень много в сети. Надеюсь, коллегам будет помощь от этого поста.
      Спасибо за отзыв, искренне рада Вам.
      Всего самого доброго, светлого, позитивного!

      Удалить