Десять портретов Достоевского
Всем – привет!
Портрет Ф.М. Достоевского. Художник И. Глазунов. (1992)
Дорогие друзья, приближается большая литературная дата – 11 ноября – 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Ф. М. Достоевский (1821–1881) - наиболее читаемый русский автор за рубежом, создатель известных романов "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871–1872), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879–1880) и др.. В 1873–1881 издавал "Дневник писателя". Трагический оптимизм Достоевского, его высокий талант, поиск духовных основ человеческого бытия, утверждение нравственного идеала, его пророческий дар ставят великого писателя и мыслителя в ряд величайших гениев русской и мировой литературы.
Предлагаю вашему вниманию материал, посвященный портретам писателя; некоторые из них – малоизвестны. Информация может пригодиться при подготовке и проведении массовых мероприятий.
«Меня зовут психологом. Неправда. Я лишь реалист в высшем смысле, — то есть изображаю все глубины души человеческой». Фёдор Михайлович Достоевский мечтал стать писателем с детства. Уже в 23 года он поспешил оставить Петербургскую инженерную команду, где числился инженером-подпоручиком, и посвятил литературе всё своё время. Первый роман «Бедные люди» он закончил всего в 24 года (в 1845 году) и сразу получил восторженное признание Виссариона Белинского и Николая Некрасова — законодателей литературной моды тех лет.
Современные читатели представляют Достоевского по известному портрету Василия Перова — сосредоточенным, замкнутым, аскетичным и отстранённым. Справедлива ли такая оценка? Давайте посмотрим десять фотографических и живописных портретов Фёдора Достоевского разных лет, чтобы по-новому взглянуть на писателя.
Фотография неизвестного автора (1840‑е?)
Начнём с самой загадочной и редкой фотографии Достоевского. Это единственное изображение писателя с гладко выбритым лицом: бороды нет, а усы едва различимы.
На обороте оригинала фотографии, хранящейся в Государственном литературном музее, вероятно, рукою Анны Достоевской проставлена дата: «1863 год». Так же фотография датирована и в каталоге Музея памяти Достоевского: «Москва. 1863». Но дата эта записана не сразу: в 1863 году писатель ещё не был знаком со своей будущей женой. Нет никаких свидетельств — мемуарных, документальных, иконографических, подтверждающих, что в это время писатель не носил бороды и усов.
Вероятно, фото сделано в конце 1840‑х годов. Читаем воспоминания одного из современников:
«…[Достоевский] был в молодости довольно кругленький, полненький, светлый блондин, с лицом округлённым и слегка вздёрнутым носом. Ростом он был не выше брата; светло-каштановые волосы были большею частию коротко острижены; под высоким лбом и редкими бровями скрывались небольшие, довольно глубоко лежащие серые глаза… губы толстоватые».
«Портрет Достоевского в 26 лет», худ. Константин Трутовский (1847)
В 1845 году вместе с романом «Бедные люди» к Фёдору Михайловичу пришёл успех. Здесь он впервые поднял темы, которые станут ключевыми для его творчества: судьба «маленького человека», двойственность человеческих характеров и Петербург. В этом же году он стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых, где встретился с поэтом и писателем Плещеевым. Именно он через год познакомит Достоевского с Михаилом Петрашевским.
Фёдор Достоевский и Чокан Валиханов. Фотография Соломона (Шлеймы) Лейбина (1858−1859)
Одно из довольно ранних изображений Достоевского, писателю здесь 37–38 лет. Портрет снят в фотоателье: стол со скатертью, ковёр, ровный серый фон и заученная поза. Фото сделано в 1858 или 1859 году в Семипалатинске (современный город Семей в Казахстане), где Фёдор Михайлович жил некоторое время после каторги и ссылки, пока ему не разрешили вернуться в Петербург. Впрочем, под полицейским надзором петрашевец Достоевский находился до 1875 года.
В Семипалатинске писатель служил рядовым в 7‑ом Сибирском линейном батальоне. На фото писатель запечатлён со своим другом Чоканом Валихановым — казахским путешественником и этнографом. Именно в Семипалатинске Достоевский познакомился с Марией Исаевой, будущей женой.
Эта фотография не зарегистрирована в каталоге Музея памяти Достоевского. Но в коллекции Анны Достоевской она, безусловно, имелась, и вдова писателя использовала её в качестве иллюстрации в первом томе «юбилейного» полного собрания сочинений писателя, изданного в 1906 году. Возможно, в общий каталог этот снимок не попал, потому что в момент составления он был изъят для создания репродукции.
Фотография работы Ивана Гоха (1860)
Фотография сделана в год возвращения писателя в Петербург: он отбыл каторгу, пожил в ссылке, женился и вернулся к столичной жизни. Интересно сравнить портрет с предыдущим изображением. Внешне Достоевский изменился мало — прошёл всего год — но в его облике появились новые детали.
Писатель сменил военную форму на новый дорогой сюртук, отрастил аккуратную бороду. Его поза в целом и спина более расслаблены, рука заложена за жилет — обратите внимание на жёсткую выправку с предыдущего снимка. В общем, в Семипалатинске мы видели скованного «младшего офицера», а в Петербурге — раскованного столичного денди.
Фотография работы Михаила Тулинова (1860‑е)
Единственное фото Фёдора Михайловича в полный рост. Размещалось на фронтисписе тома полного собрания сочинений, где публиковались «Записки из мёртвого дома».
Фото интересно внутренним контрастом. С одной стороны, писатель хорошо одет: просторный тёмный сюртук в сочетании с аккуратным жилетом и широкие брюки в крупную клетку, аккуратная борода. В то же время поза — отнюдь не модная и не самодовольная. Писатель сутулится, руки висят безвольно, облик создаёт ощущение придавленности и напряжения.
Эту фотографию Достоевский подарил Александру Герцену, когда посещал его в Лондоне в июле 1862 года, с дарственной надписью:
«Александру Ивановичу Герцену в память нашего свидания в Лондоне от Ф. Достоевского».
Фотография в Париже работы Эмиля Бондоно (ок. 1862)
В Музее памяти Достоевского снимок датирован 1862 годом, хотя эта дата дискуссионная. Возможно, это 1863 год — время второго посещения Парижа. Писателя запечатлел модный французский фотограф Эмиль Бондоно. Фото подкрашено акварелью. Достоевский писал об этой поездке:
«Вот уже сколько месяцев толкуете вы мне, друзья мои, чтоб я описал вам поскорее мои заграничные впечатления, не подозревая, что вашей просьбой вы ставите меня просто в тупик. Что я вам напишу? Что расскажу нового, ещё неизвестного, нерассказанного? Кому из всех нас русских (то есть читающих хоть журналы) Европа не известна вдвое лучше, чем Россия? Вдвое я здесь поставил из учтивости, а наверное в десять раз. К тому же, кроме сих общих соображений, вы специально знаете, что мне-то особенно нечего рассказывать, а уж тем более в порядке записывать, потому что я сам ничего не видал в порядке, а если что и видел, так не успел разглядеть. Я был в Берлине, в Дрездене, в Висбадене, в Баден-Бадене, в Кельне, в Париже, в Лондоне, в Люцерне, в Женеве, в Генуе, во Флоренции, в Милане, в Венеции, в Вене, да ещё в иных местах по два раза, и всё это, всё это я объехал ровно в два с половиною месяца! Да разве можно хоть что-нибудь порядочно разглядеть, проехав столько дорог в два с половиною месяца?».
«Портрет Ф. М. Достоевского», худ. Василий Перов (1872)
Самый известный портрет писателя создал живописец Василий Перов по прямому поручению Павла Третьякова. Знаменитый коллекционер неслучайно выбрал Перова: художник увлекался творчеством Достоевского, особенно ценил его роман «Преступление и наказание» и разделял жизненные принципы автора.
Прежде чем приступить к работе, Перов неделю беседовал с писателем и спорил с ним, чтобы запомнить выражение его лица в момент погружения в глубокие рассуждения. Но момент создания картины Фёдор Михайлович уже написал «Преступление и наказание», «Идиота» и работал над «Бесами».
Композиция построена таким образом, чтобы в центре внимания оказывалось ярко освещённое лицо Достоевского, который, впрочем, не смотрит на зрителя. Взгляд его уходит в сторону. Тёмный фон и минималистичные детали создают образ отстранённого от внешнего мира человека.
Портрет создавался во время работы Достоевского над романом "Бесы". Психологическая драматургия произведения – контраст между сосредоточенным, застывшим лицом ("головы с ее ледяным страданием" – слова И. Н. Крамского) и крепко сплетенных рук, будто еще помнящих кандалы. За участие в революционном кружке М. В. Буташевича-Петрашевского Достоевский был приговорен к смертной казни, замененной в последний момент каторжными работами. Супруга писателя А. Г. Достоевская говорила, что "Перов уловил… "минуту творчества" Достоевского… он как бы "в себя смотрит". Достоевский изображен в позе, сходной с позой Христа на картине Крамского "Христос в пустыне", это сходство для современников писателя не было случайным. По мнению Крамского, "…главным достоинством [портрета] остается, разумеется, выражение характера знаменитого писателя и человека".
Фотография под арестом на гауптвахте (1874)
Фёдор Достоевский в 1874 году был арестован на два дня: 21 и 22 марта писатель провёл на гауптвахте на Сенной площади. Причина — «нарушение порядка публикаций». Более подробной информации о данном инциденте найти не удалось, но снимок сохранился.
«Портрет Достоевского», худ. Константин Васильев (1970‑е)
Исследователи творчества Константина Васильева отмечают, что его привязанность к писателю прошла через всю жизнь: впервые познакомившись с романами в 14 лет, живописец регулярно перечитывал их. К созданию портрета Васильев подошёл очень серьёзно, он стремился достичь максимальной подлинности. Для этого он изучил почти все известные фотографии писателя и описания его внешности, собрал информацию о личных вещах и обстановке кабинета.
В отличие от большинства предыдущих изображений, здесь Достоевский не погружён в размышления, не отстранён от окружающего мира. Он сосредоточенно размышляет, но взгляд его устремлён на зрителя. Композицию дополняет один из любимых «символов» Васильева — горящая свеча.
«Ф. М. Достоевский. Белая ночь», худ. Илья Глазунов (1983)
Художник Илья Глазунов любил Достоевского и всю жизнь перечитывал его книги. Жена живописца вспоминала:
«Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его».
Художник создал серию иллюстраций к произведениям Достоевского, а также несколько портретов самого мастера. На данной картине Глазунов написал образ Достоевского на фоне Санкт-Петербурга. Чуть сгорбленная фигура писателя — гармоничная часть общего тёмного городского вида. Писатель погружен в себя, холодная гамма подчёркивает отстранённость его настроения.
Другие портреты Ф. М. Достоевского
Коржев-Чувелев Гелий Михайлович. Фёдор Достоевский на каторге. Холст, масло. 250х128,5. 1986-1990. Русский музей.
Ф.М. Достоевский. Гравюра на стали неизвестного автора <1877>
Ф.М. Достоевский. Литография П.Ф. Бореля. 1862
Ф.М. Достоевский в гробу. Рисунок А.Е. Земцова. 1881
Ф.М. Достоевский на смертном одре. Рисунок И.Н. Крамского. 1881
Интересные ссылки
Здравствуйте, Мирослава!
ОтветитьУдалитьК сожалению, да, фотографий Достоевского осталось крайне мало, каждая на вес золота. Большое спасибо, что затронули эту интересную тему!
Агния, здравствуйте!
УдалитьДостоевский в фотографиях - тема очень интересная. Она передает душевное состояние писателя. Я разглядывала фото и картины его довольно долго. Тем более, когда соотносишь период фотографирования с биографией писателя и понимаешь, что происходило в этот период, что он пережил.
Спасибо за отзыв, очень-очень Вам рада!
Всего Вам самого доброго, светлого и вдохновенного! Пусть радость и благополучие будет всегда с Вами!
Натыкаюсь на третий блог в блогспот, где пишут про Достоевского
ОтветитьУдалитьhttps://windwin10.blogspot.com/
Здравствуйте, неизвестный гость!
УдалитьНаверно, это были блоги учителей или библиотекарей. И как не писать, когда "круглая дата" - 200 лет? Конечно, библиотекари ее обязательно отметят: мероприятиями для детей и молодежи, постами в блогах.
Спасибо, что заглянули в блог и оставили свой отзыв. Всего Вам самого доброго и позитивного!