среда, 10 ноября 2021 г.

К 200-летию Ф. М. Достоевского

Десять портретов Достоевского
Всем – привет!
Портрет Ф.М. Достоевского. Художник И. Глазунов. (1992)
Дорогие друзья, приближается большая литературная дата – 11 ноября – 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Ф. М. Достоевский (1821–1881) - наиболее читаемый русский автор за рубежом, создатель известных романов "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871–1872), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879–1880) и др.. В 1873–1881 издавал "Дневник писателя". Трагический оптимизм Достоевского, его высокий талант, поиск духовных основ человеческого бытия, утверждение нравственного идеала, его пророческий дар ставят великого писателя и мыслителя в ряд величайших гениев русской и мировой литературы.
Предлагаю вашему вниманию материал, посвященный портретам писателя; некоторые из них – малоизвестны. Информация может пригодиться при подготовке и проведении массовых мероприятий.

«Меня зовут психологом. Неправда. Я лишь реалист в высшем смысле, — то есть изображаю все глубины души человеческой». Фёдор Михайлович Достоевский мечтал стать писателем с детства. Уже в 23 года он поспешил оставить Петербургскую инженерную команду, где числился инженером-подпоручиком, и посвятил литературе всё своё время. Первый роман «Бедные люди» он закончил всего в 24 года (в 1845 году) и сразу получил восторженное признание Виссариона Белинского и Николая Некрасова — законодателей литературной моды тех лет.

Современные читатели представляют Достоевского по известному портрету Василия Перова — сосредоточенным, замкнутым, аскетичным и отстранённым. Справедлива ли такая оценка? Давайте посмотрим десять фотографических и живописных портретов Фёдора Достоевского разных лет, чтобы по-новому взглянуть на писателя.
Фотография неизвестного автора (1840‑е?)
Начнём с самой загадочной и редкой фотографии Достоевского. Это единственное изображение писателя с гладко выбритым лицом: бороды нет, а усы едва различимы.

На обороте оригинала фотографии, хранящейся в Государственном литературном музее, вероятно, рукою Анны Достоевской проставлена дата: «1863 год». Так же фотография датирована и в каталоге Музея памяти Достоевского: «Москва. 1863». Но дата эта записана не сразу: в 1863 году писатель ещё не был знаком со своей будущей женой. Нет никаких свидетельств — мемуарных, документальных, иконографических, подтверждающих, что в это время писатель не носил бороды и усов.
Вероятно, фото сделано в конце 1840‑х годов. Читаем воспоминания одного из современников:
«…[Достоевский] был в молодости довольно кругленький, полненький, светлый блондин, с лицом округлённым и слегка вздёрнутым носом. Ростом он был не выше брата; светло-каштановые волосы были большею частию коротко острижены; под высоким лбом и редкими бровями скрывались небольшие, довольно глубоко лежащие серые глаза… губы толстоватые».
«Портрет Достоевского в 26 лет», худ. Константин Трутовский (1847)
В 1845 году вместе с романом «Бедные люди» к Фёдору Михайловичу пришёл успех. Здесь он впервые поднял темы, которые станут ключевыми для его творчества: судьба «маленького человека», двойственность человеческих характеров и Петербург. В этом же году он стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых, где встретился с поэтом и писателем Плещеевым. Именно он через год познакомит Достоевского с Михаилом Петрашевским.
Фёдор Достоевский и Чокан Валиханов. Фотография Соломона (Шлеймы) Лейбина (1858−1859)
Одно из довольно ранних изображений Достоевского, писателю здесь 37–38 лет. Портрет снят в фотоателье: стол со скатертью, ковёр, ровный серый фон и заученная поза. Фото сделано в 1858 или 1859 году в Семипалатинске (современный город Семей в Казахстане), где Фёдор Михайлович жил некоторое время после каторги и ссылки, пока ему не разрешили вернуться в Петербург. Впрочем, под полицейским надзором петрашевец Достоевский находился до 1875 года.

В Семипалатинске писатель служил рядовым в 7‑ом Сибирском линейном батальоне. На фото писатель запечатлён со своим другом Чоканом Валихановым — казахским путешественником и этнографом. Именно в Семипалатинске Достоевский познакомился с Марией Исаевой, будущей женой.

Эта фотография не зарегистрирована в каталоге Музея памяти Достоевского. Но в коллекции Анны Достоевской она, безусловно, имелась, и вдова писателя использовала её в качестве иллюстрации в первом томе «юбилейного» полного собрания сочинений писателя, изданного в 1906 году. Возможно, в общий каталог этот снимок не попал, потому что в момент составления он был изъят для создания репродукции.
Фотография работы Ивана Гоха (1860)
Фотография сделана в год возвращения писателя в Петербург: он отбыл каторгу, пожил в ссылке, женился и вернулся к столичной жизни. Интересно сравнить портрет с предыдущим изображением. Внешне Достоевский изменился мало — прошёл всего год — но в его облике появились новые детали.

Писатель сменил военную форму на новый дорогой сюртук, отрастил аккуратную бороду. Его поза в целом и спина более расслаблены, рука заложена за жилет — обратите внимание на жёсткую выправку с предыдущего снимка. В общем, в Семипалатинске мы видели скованного «младшего офицера», а в Петербурге — раскованного столичного денди.
Фотография работы Михаила Тулинова (1860‑е)
Единственное фото Фёдора Михайловича в полный рост. Размещалось на фронтисписе тома полного собрания сочинений, где публиковались «Записки из мёртвого дома».
Фото интересно внутренним контрастом. С одной стороны, писатель хорошо одет: просторный тёмный сюртук в сочетании с аккуратным жилетом и широкие брюки в крупную клетку, аккуратная борода. В то же время поза — отнюдь не модная и не самодовольная. Писатель сутулится, руки висят безвольно, облик создаёт ощущение придавленности и напряжения.

Эту фотографию Достоевский подарил Александру Герцену, когда посещал его в Лондоне в июле 1862 года, с дарственной надписью:
«Александру Ивановичу Герцену в память нашего свидания в Лондоне от Ф. Достоевского».
Фотография в Париже работы Эмиля Бондоно (ок. 1862)
В Музее памяти Достоевского снимок датирован 1862 годом, хотя эта дата дискуссионная. Возможно, это 1863 год — время второго посещения Парижа. Писателя запечатлел модный французский фотограф Эмиль Бондоно. Фото подкрашено акварелью. Достоевский писал об этой поездке:

«Вот уже сколько месяцев толкуете вы мне, друзья мои, чтоб я описал вам поскорее мои заграничные впечатления, не подозревая, что вашей просьбой вы ставите меня просто в тупик. Что я вам напишу? Что расскажу нового, ещё неизвестного, нерассказанного? Кому из всех нас русских (то есть читающих хоть журналы) Европа не известна вдвое лучше, чем Россия? Вдвое я здесь поставил из учтивости, а наверное в десять раз. К тому же, кроме сих общих соображений, вы специально знаете, что мне-то особенно нечего рассказывать, а уж тем более в порядке записывать, потому что я сам ничего не видал в порядке, а если что и видел, так не успел разглядеть. Я был в Берлине, в Дрездене, в Висбадене, в Баден-Бадене, в Кельне, в Париже, в Лондоне, в Люцерне, в Женеве, в Генуе, во Флоренции, в Милане, в Венеции, в Вене, да ещё в иных местах по два раза, и всё это, всё это я объехал ровно в два с половиною месяца! Да разве можно хоть что-нибудь порядочно разглядеть, проехав столько дорог в два с половиною месяца?».
«Портрет Ф. М. Достоевского», худ. Василий Перов (1872)
Самый известный портрет писателя создал живописец Василий Перов по прямому поручению Павла Третьякова. Знаменитый коллекционер неслучайно выбрал Перова: художник увлекался творчеством Достоевского, особенно ценил его роман «Преступление и наказание» и разделял жизненные принципы автора.

Прежде чем приступить к работе, Перов неделю беседовал с писателем и спорил с ним, чтобы запомнить выражение его лица в момент погружения в глубокие рассуждения. Но момент создания картины Фёдор Михайлович уже написал «Преступление и наказание», «Идиота» и работал над «Бесами».

Композиция построена таким образом, чтобы в центре внимания оказывалось ярко освещённое лицо Достоевского, который, впрочем, не смотрит на зрителя. Взгляд его уходит в сторону. Тёмный фон и минималистичные детали создают образ отстранённого от внешнего мира человека.

Портрет создавался во время работы Достоевского над романом "Бесы". Психологическая драматургия произведения – контраст между сосредоточенным, застывшим лицом ("головы с ее ледяным страданием" – слова И. Н. Крамского) и крепко сплетенных рук, будто еще помнящих кандалы. За участие в революционном кружке М. В. Буташевича-Петрашевского Достоевский был приговорен к смертной казни, замененной в последний момент каторжными работами. Супруга писателя А. Г. Достоевская говорила, что "Перов уловил… "минуту творчества" Достоевского… он как бы "в себя смотрит". Достоевский изображен в позе, сходной с позой Христа на картине Крамского "Христос в пустыне", это сходство для современников писателя не было случайным. По мнению Крамского, "…главным достоинством [портрета] остается, разумеется, выражение характера знаменитого писателя и человека".
Фотография под арестом на гауптвахте (1874)
Фёдор Достоевский в 1874 году был арестован на два дня: 21 и 22 марта писатель провёл на гауптвахте на Сенной площади. Причина — «нарушение порядка публикаций». Более подробной информации о данном инциденте найти не удалось, но снимок сохранился.
«Портрет Достоевского», худ. Константин Васильев (1970‑е)
Исследователи творчества Константина Васильева отмечают, что его привязанность к писателю прошла через всю жизнь: впервые познакомившись с романами в 14 лет, живописец регулярно перечитывал их. К созданию портрета Васильев подошёл очень серьёзно, он стремился достичь максимальной подлинности. Для этого он изучил почти все известные фотографии писателя и описания его внешности, собрал информацию о личных вещах и обстановке кабинета.

В отличие от большинства предыдущих изображений, здесь Достоевский не погружён в размышления, не отстранён от окружающего мира. Он сосредоточенно размышляет, но взгляд его устремлён на зрителя. Композицию дополняет один из любимых «символов» Васильева — горящая свеча.
«Ф. М. Достоевский. Белая ночь», худ. Илья Глазунов (1983)
Художник Илья Глазунов любил Достоевского и всю жизнь перечитывал его книги. Жена живописца вспоминала:
«Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его».

Художник создал серию иллюстраций к произведениям Достоевского, а также несколько портретов самого мастера. На данной картине Глазунов написал образ Достоевского на фоне Санкт-Петербурга. Чуть сгорбленная фигура писателя — гармоничная часть общего тёмного городского вида. Писатель погружен в себя, холодная гамма подчёркивает отстранённость его настроения.

Другие портреты Ф. М. Достоевского
Коржев-Чувелев Гелий Михайлович. Фёдор Достоевский на каторге. Холст, масло. 250х128,5. 1986-1990. Русский музей.
Ф.М. Достоевский. Гравюра на стали неизвестного автора <1877>
Ф.М. Достоевский. Литография П.Ф. Бореля. 1862
Ф.М. Достоевский в гробу. Рисунок А.Е. Земцова. 1881
Ф.М. Достоевский на смертном одре. Рисунок И.Н. Крамского. 1881
Интересные ссылки

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Мирослава!
    К сожалению, да, фотографий Достоевского осталось крайне мало, каждая на вес золота. Большое спасибо, что затронули эту интересную тему!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Агния, здравствуйте!
      Достоевский в фотографиях - тема очень интересная. Она передает душевное состояние писателя. Я разглядывала фото и картины его довольно долго. Тем более, когда соотносишь период фотографирования с биографией писателя и понимаешь, что происходило в этот период, что он пережил.
      Спасибо за отзыв, очень-очень Вам рада!
      Всего Вам самого доброго, светлого и вдохновенного! Пусть радость и благополучие будет всегда с Вами!

      Удалить
  2. Натыкаюсь на третий блог в блогспот, где пишут про Достоевского
    https://windwin10.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, неизвестный гость!
      Наверно, это были блоги учителей или библиотекарей. И как не писать, когда "круглая дата" - 200 лет? Конечно, библиотекари ее обязательно отметят: мероприятиями для детей и молодежи, постами в блогах.
      Спасибо, что заглянули в блог и оставили свой отзыв. Всего Вам самого доброго и позитивного!

      Удалить