четверг, 19 апреля 2018 г.

Актуально!

Библиотека и библиотекари в ближайшие двадцать лет, или В ожидании сингулярности
Всем – привет!
Уважаемые коллеги, нижеприведенная статья В. К. Степанова (МГИК) вызвала вопросы, заставила задуматься… Прочитайте её, пожалуйста, особенно коллеги из муниципальных библиотек. Что вы думаете по этому поводу?
Десять лет назад – 9 янв. 2007 г. глава компании Apple Стив Джобс презентовал миру iPhone – сенсорный многофункциональный сотовый телефон. Возможность управлять всеми функциями с помощью пальцев рук, а затем с помощью жестов и голосовых команд породила стремительное распространение аналогичных мобильных устройств, которые, непрерывно совершенствуясь и включая всё новые функции, положили начало новой эпохе работы с данными.

Сегодня владение смартфоном или планшетом освобождает от необходимости носить с собой огромное количество разных устройств и предметов (фото- и видеокамеры, плеер, калькулятор, записная книжка, игровая приставка и многое-многое другое) и позволяет выполнять бесчисленное число задач: от управления банковским счётом до сравнения стоимости товаров в ближайших магазинах или получения сведений о том, как скоро подойдет нужный трамвай. Появление всего лишь одного инновационного устройства в течение десятилетия перевернуло повседневную жизнь человечества, установив – глобально и в мелочах – качественно иные подходы и стандарты в большинстве областей деятельности.
Этот пример убедительно демонстрирует, в каких масштабах подлинные инновации способны изменить жизнь человечества, современный период развития которого характеризуется обвальным ростом самых разнообразных нововведений во всех без исключения сферах деятельности.
Одной из областей деятельности, нуждающейся в кардинальной реорганизации, является библиотечное дело, испытывающее гигантское давление со стороны цифровой системы коммуникаций. Новые способы передачи данных фактически устранили необходимость в библиотеках старого образца: тенденция такова, что любой житель планеты уже обладает или будет обладать в ближайшей перспективе способностью получить практически любую информацию в любом месте в любое время.

Кардинально изменилась и сама информация: печатные документы уступили место целостным веб-сайтам, электронным текстам, аудио- и видеопотокам, анимации, многомерной графике и голографическим объектам.
Не выдерживая конкуренции с новыми видами источников, сфера традиционного книгоиздания непрерывно сокращается. Убедительным показателем для России является почти сорока процентное сокращение объёма печатных книг в потиражном исчислении с 2009 по 2016 г.
Деятельность библиотек, заключающаяся в сборе, хранении и обеспечении доступа к печатным изданиям, таким образом, теряет всякий смысл, превращая сами библиотеки в архаичные учреждения, финансирование которых на всех уровнях урезается при всяком случае, когда речь заходит о дефиците средств на социальные программы.

В цифровом обществе у граждан есть важнейшие специфические потребности:
  • в непрерывном обучении и переобучении (обучение в течение всей жизни становится нормой), которые обеспечивают профессиональное развитие граждан и их трудоустройство;
  • в освоении непрерывно появляющихся новых устройств и программных приложений, обеспечивающих повседневные жизненные нужды;
  • в наполнении всё более увеличивающегося свободного времени (досуга) осмысленной интеллектуальной и творческой деятельностью;
  • в физическом пространстве для реализации интеллектуального общения и творческих инициатив.
Функции библиотеки как общественного института должны быть переосмыслены и определены исходя именно из этих базовых потребностей, поскольку цель библиотеки нового типа заключается в удовлетворении познавательных интересов граждан.
В кардинально изменившихся условиях библиотека призвана предоставлять адекватную их интересам совокупность сервисов, ориентированных на удовлетворение описанных выше потребностей. Из учреждения, обеспечивающего сбор, хранение и предоставление в общественное использование документального массива, библиотека должна превратиться в открытую инновационно-просветительскую площадку, обеспечивающую поддержку всех форм познания и обретения пользователями компетенций, которые позволяют адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

В предельно обобщённом виде базовые потребности граждан и функции библиотеки нового типа можно свести к следующему перечню:
Потребность в непрерывном обучении и переобучении, которые обеспечивают профессиональное развитие граждан и их трудоустройство.
Отбор и всесторонняя оценка источников, обеспечивающих профессиональное развитие.
– Получение пользователями контента, находящегося в платном доступе.
Потребность в освоении непрерывно появляющихся новых устройств и программных приложений, обеспечивающих повседневные жизненные нужды.
Приобретение необходимого оборудования и организация обучающих циклов разовых занятий и индивидуальных консультаций, обеспечивающих освоение гражданами новых устройств, приложений и технологий.
Потребность в наполнении досуга осмысленной интеллектуальной и творческой деятельностью.
Организация досуговой деятельности в форме кружков, клубов, лекториев, студий и иных форм творческой деятельности, позволяющих наполнить свободное время граждан.
Потребность в физическом пространстве для реализации интеллектуального общения и творческих инициатив.
Предоставление открытого пространства для индивидуальной и коллективной работы, интеллектуального общения и творческих инициатив
Ещё одно кардинальное изменение в подходах к работе библиотек – привлечение большого числа волонтёров для реализации проводимых программ. Сегодня и завтра функция библиотекарей заключается не в том, чтобы всё делать самим, а в том, чтобы находить и привлекать на свою территорию активные творческие сообщества и их лидеров, наполняя собственное пространство теми, кто стремится к интеллектуальному и творческому развитию. Естественно, выполнение этой задачи невозможно без правильного выстраивания системы ценностей и понимания тенденций развития самими библиотекарями, для которых наличие широкой культурной подготовки и опережающее сознание становятся неотъемлемыми профессиональными качествами.
Главным содержанием работы библиотек, прежде всего общедоступных, становится просветительская деятельность в самом широком её понимании с акцентом на поощрении всех форм творчества.

Задача библиотеки состоит в организации циклов лекций, тренингов, семинаров, дискуссий по наиболее актуальной для обслуживаемого сообщества проблематике, стимулирующих обретение знаний и навыков, развитие кругозора и критического мышления пользователей. При этом, как уже отмечалось, библиотека выполняет именно организаторские функции, привлекая к участию в мероприятиях наиболее интересных выступающих, формируя программу циклов и содержание тренингов, регулярно «просеивая» участников массовых мероприятий в поисках новых лиц, способных стать инициаторами или активными членами других библиотечных программ.
Эта деятельность превращает библиотеку в подлинный центр интеллектуальной жизни сообщества, качественно повышает её значение и авторитет

Изменение функций закономерно приводит к реорганизации структуры и пространства библиотеки. Одним из ключевых моментов для большинства библиотек является отказ от разделения печатного массива на фонд читального зала и абонемента. Весь фонд, за исключением редких и ценных изданий, справочников и некоторых спецвидов документов, объединяется и предоставляется в открытом доступе с возможностью получения изданий для домашнего использования. При этом пользовательские рабочие места целесообразно распределить между стеллажами так, чтобы создать комфортные условия для работы как индивидуальной, так и в составе малых групп.
Нарастающая «многозадачность» библиотеки как учреждения требует перехода к мобильным стеллажам и иной мебели, которая позволяет легко трансформировать пространство в зависимости от реализуемых библиотекой программ. Обязательным условием комфортности пользователей должно стать и изменение расписания работы библиотек – они должны быть открыты для граждан в вечернее время, а в некоторых случаях и круглосуточно.
Большинство сотрудников библиотек любого ранга давно и последовательно занимают позицию полного отрицания реальности, в которой им не находится места. По мнению профессионального сообщества, несмотря ни на какие изменения в окружающей действительности, библиотека должна заниматься своей традиционной деятельностью – собирать, хранить и выдавать читателям обладающие некоей сакральной ценностью печатные книги, эпоха которых, вопреки всем законам диалектики, вечна.
Между тем экспоненциальные темпы научно-технического прогресса не оставляют этим сокровенным чаяниям библиотекарей никакого шанса на реализацию: применение математических методов показывает, что уже через четыре года общий тираж выходящих в России печатных книг составит не более 50% сегодняшнего объёма, при этом большая их часть не будет иметь торгового назначения. Другими словами – библиотекам будет не с чем работать.

Предполагать, что государство станет бесконечно финансировать ставший фактически ненужным социальный институт, бессмысленно – никакие финансовые вливания в устаревшую инфраструктуру не спасут её от окончательного разрушения, как никакая реновация не могла спасти сеть ямщицких почтовых станций после прокладки железной дороги. В то же время отсутствие инновационных процессов вызовет неминуемую деградацию всех сфер жизни, включая такие важные для населения области, как здравоохранение, производство продуктов питания, строительство и транспорт. В итоге Россия заведомо проиграет конкурентную борьбу с другими державами во всех областях, будь то экономика, политика или любая другая сфера, включая военную.
По этой причине именно федеральная власть должна быть первой заинтересована в коренной трансформации библиотек, которые в преобразованном виде способны превратиться в мощный катализатор прогресса во всех сферах деятельности, что обеспечит ощутимый экономический рост и стабильное созидательное развитие всей страны.
Результативность описанного подхода подтверждается многочисленными примерами трансформации библиотек, которые под руководством подлинных библиотекарей-подвижников превращаются из находящихся на грани закрытия учреждений в центры интеллектуального развития и творческой самореализации, продолжая и в цифровой век выполнять свою великую миссию – помогать людям в их извечных поисках добра и смысла.

P.S. Честно говоря, статья расстроила, хотя я умом понимаю, что Автор во многом прав и его предложения действительно актуальны. Не хочется верить, что потребность в книге в бумажном формате  исчезнет…
Согласна по поводу просветительской деятельности библиотек, это интересно и перспективно, но вот где в селе найти выступающих, знатоков и профессионалов в разных областях?
Что вы думаете, уважаемые коллеги?

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Мирослава!Об это начали говорить ещё в конце 90-х... Вот прошло уже 20 лет. Может быть, и будет что-то меняться, но не так быстро. Трудности перехода на новые технологии и виды деятельности не только у сельских библиотек. А школьные? Нас пугали, что учебники буду электронные. Не получилось: где каждому ученику взять ноутбук. А школьные библиотеки? Устарели фонды, устарела мебель- всё старое. Но на деятельности библиотеки строится большая работа: краеведческая,патриотическая, воспитательная, не говорю уже о деятельности по привлечению к чтению. Загляните в "КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ" - как мы проводили Неделю детской книги, загляните в блоги школьных библиотек...
    Если закроют школьные библиотеки - школы много потеряют...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
      Прошу прощения за задержку с ответом. Вы всё очень разумно и здравомысляще говорите, согласна с Вами полностью. Всё это как идеальная картинка, но мы-то знаем, что идеал и жизнь далеко друг от друга находятся. А по ходу реформы и вообще могут произойти какие-то другие трансформации. Поживем - увидим.
      Искренне благодарю за комментарий. Всего Вам самого доброго и успешного, хорошего дня!

      Удалить
  2. Как бы библиотекари не сопротивлялись, но когда то на место берестяных грамот пришли рукописные летописи, а потом и печатные издания. И это факт! Просветительские центры - это тоже хорошо. Но, как же без книг ребенок научится ЧИТАТЬ, по клавиатуре что ли? И с Людмилой Федоровной полностью согласна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здравствуйте!
      Прошу прощения за задержку с ответом. Согласна с Вами, что прогресс нужен, реформы нужны, но хочется, чтобы и бумажная книга тоже существовала. Это такое счастье - читать любимую книгу в хорошем издании!
      Спасибо за комментарий, за неравнодушие. Всего Вам самого доброго и позитивного!

      Удалить