понедельник, 6 июля 2015 г.

Новое в библиотеке

Что такое «панельная дискуссия»?
Дорогие коллеги!
Впервые узнала об этой форме совсем недавно,  из журнала «Библиотека», 2015, №2. Она была использована в г. Белгороде, и в статье гл. библиотекарь Белгородской научной библиотеки Алла Самарина рассказывает об опыте её применения, дает рекомендации по проведению «панельной дискуссии».  А т.к. немногие библиотеки выписывают журнал «Библиотека», предлагаю вам познакомиться с этой очень полезной статьей. Тема «панельной дискуссии»  - «Свободное время : на что его употребить?»
Этот вопрос возникает, наверное, у каждого, даже очень занятого, человека.  У одних свободное время — это несколько минут, у других — несколько дней, а третьи — годами ничего не делают. Кто-то находит себе занятие моментально,  кто-то не может ничего интересного придумать для своею времяпрепровождения... Встал такой вопрос и перед членами Молодёжного совета библиотеки на собрании, обсуждавшем план работы на следующий год.  А так как молодёжь можно разделить на учащуюся, работающую и временно не работающую, наиболее подходящей для обсуждения проблемы оказалась форма «панельной дискуссии».
ЧТО ТАКОЕ «ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ»?
В споре принимают участие 2-3 или более групп по 6-8 человек. Заранее выбираются руководители, которые анализируют проблему и вырабатывают определённую точку зрения. Необходимо, чтобы все участники «панельной дискуссии» были заинтересованы в решении затрагиваемых вопросов.
Итак, «панельная дискуссия» — это открытое обсуждение, проводимое участниками форума и приглашёнными экспертами. Она подразумевает обмен мнениями по заданной теме, а также получение ответов модераторов (экспертов) на интересующие всех присутствующих вопросы.
Такая форма мероприятия предполагает активный диалог или полилог (с участием нескольких сторон); рассмотрение проблемы с разных позиций; равноправие диспутантов. Для них «панельная дискуссия» является также и удобной площадкой, где, помимо выяснения истины, получения ответов на обсуждаемые вопросы, открываются также и возможности поиска новых форм работы, деловых партнёров.
В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ВЕДУЩИМ И МОДЕРАТОРОМ?
Ведущий не только объявляет участников, но и должен уметь чётко формулировать проблему, выделять основную мысль выступающего, плавно и логично предоставлять слово следующему диспутанту, беспристрастно следить за регламентом. При этом он является ещё и фактическим участником дискуссии, в чью обязанность входит не просто направлять, но и акцентировать внимание аудитории на нужной информации, где-то заострить его, где-то, наоборот, постараться максимально быстро направить разговор в новое русло.
«Модератор» в переводе с английского означает «арбитр, судья, посредник». В начале дискуссии он делает краткое сообщение (на 2-3 минуты), а затем по просьбе ведущего даёт дополнительные разъяснения по поводу высказываний участников. В самой дискуссии модератор участия не принимает. Можно сказать, что его роль заключается в экспертной оценке выступающих.
В качестве примера «панельной дискуссии» предлагается сценарий, воплощённый в практике библиотеки.
В ЛАБИРИНТЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ
Дата и время проведения: 9 ноября, 11.00.
Место проведения: г, Белгород, Народный бульвар, 55, Белгородская региональная организация Российского профсоюза работников культуры, зал заседаний.
Аудитория: старшеклассники, студенты, работающая и неработающая молодёжь.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук.

ВЕДУЩИЙ: Уважаемые участники дискуссии! Наше мероприятие будет проходить, как вы уже знаете, по трём «панелям». Заранее прошу соблюдать регламент.
На обсуждение вопросов каждой группе отводится 10-15 минут и 5 минут — на работу с модераторами. Выступление участника дискуссии — до 3 минут.
На реплику или вопрос-уточнение предоставляется не больше 2 минут.
По завершении обсуждения вопросов в группе участники другой группы могут задать дополнительные вопросы или внести свои предложения.
(Следует сообщение о количестве молодёжи в Белгороде, городских учреждениях культуры и других местах, где можно отдохнуть, приводятся статистические данные об их посещаемости.)

Способен ли активный отдых избавить вас от будничной рутины? В чём разница между активным и экстремальным видами отдыха?  Как правильно организовать свои выходные? Всегда ли спокойный отдых — скучный, обыденный и бесполезный?
Мы много работаем и поэтому часто думаем об отдыхе, но как только приходят выходные, подчас не знаем, чем заняться. Молодёжная политика в России ориентирована на поддержание активного образа жизни, разрабатываются специальные программы. Так почему же мы часто предпочитаем банальный отдых у телевизора, в клубе или с бутылкой пива в руках? Давайте разберёмся, какие существуют виды отдыха, как можно себя развлечь, чтобы не было скучно. А разобраться нам помогут...
(Представление модераторов: заместителя начальника Управления молодёжной политики администрации города Белгорода, руководителя творческого клуба «Поколение МЫ», координатора молодёжного движения «Новое поколение». Модераторы рассказывают о своей деятельности. Ведущий приглашает участников первой «панели» занять место за столом.)

1. «Панель» работающей молодёжи (члены Молодёжных советов ЗАО «Гормаш», ООО «Управляющая компания ЖБК-1», ОАО МРСК, Центра «Белгородэнерго», Обкома профсоюза работников жизнеобеспечения, Белгородского областного профобъединения, Белгородского профсоюза работников учреждений культуры, Белгородской государственной библиотеки для молодёжи).
ВЕДУЩИЙ: Свободное время... Как часто мы слышим это словосочетание. Мечтаем о том, чтобы у нас его было больше, считаем, что его катастрофически не хватает для отдыха, для развития.
Но приходят долгожданные выходные, когда все члены семьи собираются в одной квартире, и чаще всего каждый забивается в свой угол. Как организовать выходные, чтобы это не напоминало «убивание времени»? (Участники «панели» высказываются.)
Передвигаясь от дома к месту работы и обратно, мы уже заполнили свою память одними и теми же картинками. Маршрут одинаков, только действующие лица другие. Мы этого не замечаем, но начинаем сильно уставать. Как молодёжь может реализовать себя в свободное или вечернее время? (Ответы.)
Хочешь чем-нибудь заняться, но ничего не приходит в голову? Хочешь куда-нибудь сходить, но не знаешь куда? Или знаешь, но твой бюджет этого не позволяет? Как вы считаете, чего не хватает для отдыха в городе? (Участники «панели» высказываются.)
Какие мероприятия в рамках Молодёжного совета необходимо провести в 2012 г.? (Ответы участников.)

(Ведущий предлагает высказать своё мнение участникам других «панелей», а затем модераторам. После обсуждения блока вопросов он в нескольких фразах подводит итог,  благодарит выступавших и предлагает им занять свои места, а за стол приглашаются участники следующей «панели».)
2. «Панель» студенческой молодёжи (студенты кафедры социологии и организации работы с молодёжью БелГУ, молодые писатели-студенты).
ВЕДУЩИЙ: Чем занимается молодёжь в свободное время? Такой вопрос часто задают себе родители, когда их сын или дочь в очередной раз возвращается поздно ночью. Этим же вопросом задаются преподаватели университета, когда студент опять не подготовился к семинару. Давайте вместе откроем таинственный занавес и узнаем, как студенты отдыхают в своё свободное время. Какие формы досуга предпочитает наша молодёжь? (Мнения студентов.)
«От сессии до сессии живут студенты весело». С чем связано такое высказывание? Может быть, с тем, что наряду с учебным процессом и подготовкой к самостоятельной взрослой жизни эта категория людей, как правило, очень хорошо умеет организовать своё время, особое место в котором занимает именно отдых. Как вы считаете, нужно ли контролировать досуг молодёжи? (Ответы.)
Если мы изо дня в день выполняем одну и ту же работу, нам становится всё труднее сосредоточиться на новом: память ослабевает, концентрация внимания падает, а некоторые вещи и вовсе остаются непонятными. Чтобы этого не происходило, мозг нужно тренировать. Давайте проверим, на что способен наш мозг. Сейчас на слайде вы увидите текст. Читайте его до конца, не обращая внимания на то, что он как-то странно выглядит.

(Текст на слайде: «Из исслднеовиай агнлйскиих унёычх селудет, что сошвнерено вёсрнаво в ккаом пкоярде сотят бвкуы в совле, смаое гав-лоне, что перавя и псоленядя бквуы длжоны соттяь на свиох мсеатх. Оталсьное мжеот бтыь ернуодй и ты сможоешь это порчтиать. Птомоу — что мы чтаием солво цлекиом, а не бквуа за бквуой».)

(Ведущий обращается к участникам и уточняет, вызвал ли текст затруднения при чтении или нет. Предлагает следующую игру).

И ещё одна очень лёгкая игра — «Слово в слове». На отдельных слайдах — задания:
1. Это «УРА» от других отличается тем, что летит и назад возвращается.
-У--РА—
Ответ: бумеранг.

2. Эта «РУКА» притаилась в реке.
Р--У-КА
Ответ: ракушка.

3. Этот «БУЯН» никогда не дерётся.
БУ--ЯН
Ответ: бурьян.

4. Эта «ОВЦА» на рубашке пасётся.
---ОВ-ЦА
Ответ: пуговица.

Вопрос: А как проходит ваша «зарядка» для ума? Какую роль в заполнении свободного времени вы отводите библиотеке (исключая деловое чтение)?

(Подведение итогов работы второй «панели». Комментарии модераторов. Приглашение участников третьей «панели» за стол.)
3. «Панель» учащейся и временно не работающей молодёжи (старшеклассники МОУ «Лицей № 9», «Гимназия № 3», учащиеся ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 20», временно не работающая молодёжь, состоящая на учёте в Центре занятости населения г. Белгорода).
ВЕДУЩИЙ: Пришёл старшеклассник после занятий домой. А дальше? Какой у него выбор? Занятия в спортивной секции? Тематические кружки? Не многих это интересует. Музыкальная школа? Туда чаще ходят, потому что родители так захотели. Период взросления отмечается характерным стремлением к общению со сверстниками и желанием понравиться противоположному полу. Быть всегда в центре событий, развлекаться и получать удовольствие — это свойственно подросткам старше 15 лет. Где вы проводите свободное время? Чем это место привлекает вас? (Ответы.)
Как найти занятие по душе? Больше половины российских подростков проводят свой досуг на улице, общаясь с друзьями и сверстниками. Сфера интеллектуального досуга всё более сокращается. Чтение книг и журналов занимает всё меньше и меньше места в жизни молодых людей. Возможно, Россия уже перестала быть «самой читающей страной». Всё меньше молодых людей используют свободное время для саморазвития, для интеллектуального роста. Как организовать свой интеллектуальный досуг?
Что такое «молодёжный туризм»? Чаще всего под этим понятием мы подразумеваем вид активного отдыха. Ведь, как известно, то, что нравится людям взрослым, не всегда приходится по вкусу молодёжи. К понятию «молодёжный туризм» можно отнести следующие виды деятельности: профильные лагеря, экскурсии, туристские соревнования и мероприятия, экстремальные виды отдыха в природной среде — спортивный туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование и т. д. А теперь вопрос: может ли в Белгороде развиваться молодёжный туризм? (Ответы.)
Из года в год обсуждается проблема, которая не теряет своей значимости, — это трудоустройство молодёжи. Она остаётся одной из острейших в сфере труда. Сегодня среди нас есть молодые люди, находящиеся в поиске работы. И следующий вопрос — им. Существует ли проблема молодёжной безработицы? Что такое свободный и «вынужденный» досуг? (Ответы.)
Всё чаще на улицах нашего города мы видим цветные рисунки, оживляющие глухие фасады старых построек, длинные скучные стены гаражей и т. п. Вся эта уличная «живопись» называется «граффити». Исполнители рисунков — особый контингент художников. В основном ими являются молодые люди, в силу своего возраста не ограничивающие себя никакими рамками, не видящие в воплощении своих творческих идей никаких барьеров. Самая большая ошибка начинающих райтеров — покупка толстого маркера с последующей разрисовкой стен. При этом райтер нередко становится просто вандалом. Подумайте сами, зачем настраивать общество против себя?! Ведь бывает, что граффити становится уместным декоративным искусством, оживляющим серость и холод городского пейзажа. К примеру, в мае 2011 г. состоялся 2-й  Молодёжный фестиваль литературного творчества «Перемен требуют наши сердца...» Молодые граффитисты раскрасили стену на территории детского оздоровительного лагеря «Юность».
Сегодня у нас присутствует представитель этой субкультуры. Предлагаем ему рассказать, как обстоят дела в Белгороде с направлением «граффити». А модераторам — как добиться официального разрешения на разрисовку стен, чтобы не угодить под статью 214 УК РФ «Вандализм».
О ПОЛЬЗЕ ОБСУЖДЕНИЙ
В результате нашей «панельной дискуссии» мы выяснили, что выбор варианта проведения досуга связан с интересами, потребностями, доходами человека и количеством времени, не занятого учёбой и работой. У большинства старшеклассников его не так уж много. Представители старшей и семейной молодёжи живут по схеме «работа — дом -- телевизор — сон — работа». Как точно подметил один из участников дискуссии, такая «хомячковая болезнь». Свободное время учащихся предоставлено им самим. Многие из них понимают, что его можно потратить на самосовершенствование или на зарабатывание денег в период учёбы.
Участники дискуссии считают, что для отдыха в городе не хватает: «Интеллектуальных игр для работающей молодёжи типа "КВН", "Что? Где? Когда?"»; «Площадок для катания на скейтбордах и роликах». Были и такие высказывания: «В городе практически не проводятся конкурсы и фестивали граффити»; «Мало тематических театрализованных мероприятий»; «Существует проблема с трудоустройством школьников, есть желание работать в свободное от учёбы время, но негде». Недостаточно рекламы о реализуемых проектах и планируемых мероприятиях для молодёжи. Так, присутствующие заинтересованно слушали информацию о работе молодёжного движения «Новое поколение», о костюмированном бале «Снежная королева», «Музыкальных рингах», встречах в «Пыж-кафе», о том, что реализуется более 30 проектов по различным направлениям. Многие узнали об этом впервые.
Таким образом, участники дискуссии считают, что досуг:
основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
• предполагает   не   регламентированную, а свободную творческую деятельность;
• формирует и развивает личность;
• способствует   самовыражению,   самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия.
По итогам дискуссии намечен план дальнейшей работы Молодёжного совета Белгородской государственной библиотеки для молодёжи, сотрудники которой, в свою очередь, предлагают своим пользователям и гостям множество интересных форм содержательного досуга, ведь для нас он не просто «времяпровождение», но — «духонаполнение». Однако это уже тема другой статьи, которую нам помогла сформулировать «панельная дискуссия».
Источник: Самарина, А. Свободное время : на что его употребить? : Рекомендации по проведению «панельной дискуссии» / Алла Самарина // Библиотека. – 2015. - №2. – С.50-53.

3 комментария:

  1. Мирослава, спасибо за методику! Панельные дискуссии у нас проводили в детской библиотеке, но я не была, и не уверена, что методически правильно... Сделала ссылку на Ваш пост в своем блоге на странице Методисту на заметку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Витальевна, я впервые прочитала об этой форме работы, мне она показалась очень интересной, но требующей большой подготовки и хорошего ведущего мероприятия.
      Спасибо за ссылочку, очень приятно.
      Искренне благодарю за отзыв, рада видеть Вас в блоге. Удачи и всего самого светлого и позитивного, Ирина Витальевна!

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить