Библиолаборатория в Санкт-Петербурге
Всем – привет!
Дорогие коллеги, очень мне понравился пост в блоге «Роза ветров. Север» (автор Полярная Сова, Марина Анатольевна Орешко). Он называется «Лабораторная Сова, или Библиотеки в борьбе за "третье место". Автор делится своими впечатлениями, подкрепляя их фотографиями, очень интересно рассказывает о работе Второй молодежной библиолаборатории, которая прошла в Санкт-Петербурге в конце июня 2015 г.
Лаборатория проходила не только в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова, которая её и организовала, но и... под открытым небом. Во второй день конференции проблемы библиотечного дела обсуждались не больше - не меньше, как на Елагином острове, в Центральном парке культуры и отдыха.
С разрешения автора поста М. А. Орешко привожу заинтересовавшие меня моменты.
Мейнстримом лаборатории стало обсуждение идеи библиотеки - "третьего места".
Понятие "третьего места" пришло к нам из американской социологии. В 1990 году Рей Ольденбург написал книгу "Великое Хорошее место", где "третьим местом" назвал после дома и офиса некое "нейтральное место" для социального взаимодействия, неформального общения и проведения досуга. Последователи подхватили идею "третьего места", развили её и выяснили, в чём секреты его привлекательности.
Секрет 1. Посещение, необременительное для кошелька, то есть недорогое или бесплатное.
Секрет 2. Достаточно популярное место, регулярно посещаемое определённым количеством людей.
Секрет 3. Притягательная, уютная и доброжелательная обстановка, куда посетителям хочется возвращаться снова и снова.
Секрет 4. В качестве бонуса - напитки и еда.
Можно ли говорить о библиотеке как о полноценном "третьем месте"? Или мы торопимся, выдавая желаемое за действительное? Вокруг этих вопросов развернулась основная дискуссия на конференции.
На заседании лаборатории. Источник фото
Как выяснилось, в борьбе за "третье место" все средства хороши. Чего только не делают библиотекари, чтобы привлечь посетителей и обеспечить им неформальное общение:
клубы,
мастер-классы,
кружки,
театральные студии,
экскурсионные бюро...
При библиотеках создаются лагеря дневного пребывания (проект "Арт-каникулы" Российской детской библиотеки, г. Москва). Посетители библиотеки куют, строгают, мастерят, фотографируют (проект "Открытые мастерские" Лиговской библиотеки, г. Санкт-Петербург).
"Открытые мастерские" . Источник фото
Ремарка от Совы:
Всё это чудесно, но... насколько эта кипучая деятельность привязана к книге?
"Мы препарируем Лермонтова как только можно, - признались сотрудники Центральной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова (Петербург). - Он любил рисовать - мы с детьми рисуем, он любил лепить - мы лепим". Последняя игровая "фишка" библиотеки - собирать вместе с юными читателями портрет великого классика из "Лего". Как вам такая "привязка" к книге?
Схема для Лермонтова в стиле "Лего". Источник фото
Несколько ноу-хау для привлечения пользователей от участников Библиолаборатории:
Выставки-инсталляции
На выставках нет книг или они представлены в минимальном количестве. Главное - ассоциации создателей выставки по поводу события, автора или книги. Пример - выставка по стихотворению И. Бродского "К Урании" в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова (Санкт-Петербург).
Представьте себе: в начале выставки вас встречают три каталожных шкафа "с ассоциациями". Первый условно называется "Писатели, повлиявшие на творчество И. Бродского", второй - "Биография поэта", третий - "Стихотворение "К Урании".
В ящиках уютно расположились предметы, вызывающие определенные ассоциации. Скажем, оказали влияние на творчество Иосифа Бродского классики русской литературы - Федор Михайлович Достоевский и Иван Андреевич Крылов, пожалте: в одном ящичке - ... топор,
в другом - милые зверюшки - герои басен.
В разделе "Биография" каждый ящик помечен определённой датой в жизни поэта. Например, дату, когда с ним случился инфаркт, изображает... старая медицинская аптечка.
В последнем каталожном шкафу с помощью таких же ассоциаций объясняется каждая строчка стихотворения "К Урании".
Фантазии коллег нет преград! Изумленные читатели видят на стенах разнообразные предметы, иллюстрирующие строки из стихов И. Бродского, и ходят с раскрытыми от удивления ртами. Проверено на себе! – пишет М. А. Орешко.
Посредине зала - огромный куб, войдя в который можно в фантастической атмосфере услышать голос И. Бродского, читающего стихотворение "К Урании".
Внутри куба
Обыграли устроители выставки и известную байку о том, что И. Бродский для особо уважаемых гостей был готов разбудить своего кота. Выставку заканчивает вот такая табличка.
На удивлённый вопрос посетителей: "А где же кот?" - находчивые библиотекари загадочно отвечают, что кот был, но только-только вышел, хотя скоро вернётся.
По сути, выставка - инсталляция - это своеобразная игра. Главное - не заиграться бы. Одна из таких инсталляций вызвала у М. А. Орешко культурный шок. В Лиговской библиотеке Петербурга висят несколько советских бутылок из-под водки разной степени наполненности. Это своеобразная октава (от ноты "до" до ноты "си"). Рядом молоточки, превращающие бутылки в музыкальные инструменты. А ниже - ноты музыкального произведения, которое предлагается сыграть на "бутылочках". Какое это произведение? Гимн Советского Союза!
Коворкинги
Коворкинг (от английского "co-working" - совместная работа) - место для коллективной работы посетителей библиотеки. Это место сбора единомышленников для обсуждения проектов, выполнения совместной работы, создания информационных продуктов...
Коворкинг в духе "поля для гольфа" создан в информационном центре "М-86" (Санкт-Петербург). К услугам пользователей несколько компьютеров для работы и оргтехника. А в качестве релаксации можно и в мини-гольф сыграть. Инвентарь для этого тоже имеется.
Туристические (экскурсионные) бюро
Библиотеки примеряют на себя функции туристических фирм. Они, конечно, отели не бронируют и билеты не заказывают. Но зато составляют читателям маршруты поездок, подсказывают отели и рестораны подешевле, распечатывают списки достопримечательностей.
Туристический отдел в центре "М-86"
Студии звукозаписи и фотостудии
В библиотеке можно записать музыкальный альбом, создать аудиоспектакль, составить портфолио и распечатать фотографии.
Даже информационная табличка в "М-86" необычная - в духе аэропорта
Чиллауты, игровые зоны и футуристические интерьеры
Чиллаут (от англ. "сhillout" - "успокаиваться, расслабляться") в англоязычном мире — лёгкая музыка для отдыха и релаксации. В ночных и танцевальных клубах так называют зону отдыха: в чиллауте обычно играют расслабляющую музыку, подают напитки и лёгкие закуски.
Теперь чиллауты появились и в библиотеках. Напитков и закусок здесь пока не подают, а вот мягкие диваны и стеллажики с "лёгкими" для восприятия книгами и журналами уже имеются.
Чиллаут в центре "М-86" в духе английского автобуса
Игровые зоны встречаются в библиотеках намного чаще - как для детей, так и для взрослых.
Взрослым и в обуви в детскую игровую зону вход воспрещён. Центр "М-86"
Взрослые игровые зоны создаются для многочисленных любителей настольных игр, начиная шашками-шахматами и заканчивая огромными игровыми стратегиями с инструкциями-книгами страниц на 200-300. Есть такая зона и в информационном центре "М-86", на первый взгляд, совершенно незаметная. Представьте: небольшое помещение, стулья, картины на стенах...
И вдруг лёгким движением руки картина превращается... превращается... превращается картина в... стол для настольных игр!
Делу привлечения посетителей служат необычные, местами даже футуристические интерьеры. Как вам зал электронных ресурсов в виде... фюзеляжа самолёта?
Зал электронных ресурсов в центре "М-86"
На конференции заставила задуматься ремарка директора петербургской Центральной городской библиотеки им. В.В. Маяковского Зои Васильевны Чаловой о том, что библиотекарям сегодня важно в погоне за развлекательностью и досуговостью не потерять библиотечный компонент, не забыть, что библиотека - это сначала книга, а потом уже коворкинг, фотостудия и туристическое бюро. В кулуарах кто-то с этим согласился, кто-то был против.
А как вы думаете, коллеги?
Источник
А как вы думаете, коллеги?
Источник
Полностью пост М. А. Орешко можно прочитать ЗДЕСЬ.
Выборг и его библиотека с высоты Совиного полёта (тоже очень интересный пост - продолжение первого поста)
Р.S. Искренне благодарю Марину Анатольевну Орешко за возможность воспользоваться её материалами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий