воскресенье, 19 июля 2015 г.

Проф. издания

Обзор профессиональной прессы за 2 кв. 2015 года
Всем – привет!
Одно из главных различий между любителем и профессионалом заключается в том, 
что последний способен расти.
Сомерсет Моэм
Коллеги, предлагаю вашему вниманию обзор библиотечной профессиональной прессы за 2 квартал 2015 года, который состоит из нескольких разделов. Внутри разделов статьи расположены в алфавитном порядке авторов и названий статей. Список журналов указан в конце обзора.

Для руководителей библиотек
Абидуева Е. В. Стимулирующие выплаты в условиях недостаточного бюджетного финансирования / Е. В. Абидуева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2015. – № 6. – С. 93–98.
Стимулирующие выплаты очень часто используются как средство доведения средней заработной платы работников учреждения до приемлемого уровня: средней заработной платы, установленной в регионе или дорожной карте, или ожиданий ценных специалистов. В статье освещён вопрос, как оформить повышение заработка работников в рамках ассигнований, предусмотренных на фонд оплаты труда работников, и при этом соблюсти все требования законодательства.

Бойкова О. Введение контрактной системы закупок товаров, работ, услуг / О. Бойкова //  Независимый библиотечный адвокат. – 2015. – № 1. – С. 34–37.
В статье отражён материал, касающийся проблем практического применения в библиотеках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Бойкова О. Электронный аукцион / О. Бойкова // Независимый библиотечный адвокат. – 2015. – № 2. – С. 20–34.
В статье представлен материал, касающийся правовых проблем применения в библиотеках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Анализируется новый вид деятельности – осуществление закупок посредством проведения торгов в электронной форме. Проведение торгов для библиотек является новым специфическим видом деятельности, возникшим как неизбежное следствие рыночных отношений. Торги проводятся, когда отсутствуют твёрдо фиксированные цены, и служат установлением действительных цен на товар. Электронный аукцион, или аукцион в электронной форме, – это торги, при которых информация о закупке сообщается библиотекой-заказчиком неограниченному кругу лиц путём размещения в единой информационной системе извещения о его проведении. К участникам такого аукциона предъявляются единые и дополнительные требования. Он обеспечивается на электронной площадке её оператором.

Буланов К. Не гори ясно, или бывает ли вода сухой : интервью с руководителем направления технологий электронной промышленности и возобновляемых источников энергии компании «ЗМ Россия» / провела Л. А. Казаченкова // Современная библиотека. – 2015. – № 4. – С. 62–67.
В России и в мире существуют различные системы противопожарной безопасности, внедрение которых может снизить, а то и вовсе предотвратить риски возгорания. Существует комплекс мер, направленных на противопожарную защиту. В частности, если мы говорим о библиотеках – это, прежде всего, мероприятия по обеспечению сохранности фондов от пожара. Они включают и организационные меры, то есть соблюдение на должном уровне противопожарного режима на объекте, и технические средства и системы для противопожарной защиты. В свою очередь, технические средства выполняют две задачи: своевременное выявление возгорания (пожарная сигнализация) и реагирование на возгорание (автоматические установки тушения). Без обеспечения всего комплекса невозможно говорить о безопасности фондов. Руководители библиотек должны понимать свою ответственность за это. Защита от пожара - это не только ручные огнетушители и табличка «01» рядом с телефоном. Тушение пожара является последним рубежом защиты фондов от огня, если мероприятия по его предотвращению не сработали. Но и этот рубеж должен быть организован правильно, так как именно он влияет на то, уцелеют ли фонды, а главное, в каком виде они останутся после ликвидации возгорания. Для таких объектов, как библиотеки, этот вопрос является ключевым: что и в каком виде останется, если произойдёт возгорание. 
В статье рассматривается, какие системы пожаротушения используются на объектах культурного наследия и, в частности, в библиотеках и архивах России, и как уберечь уникальные печатные и рукописные материалы от повреждения во время тушения пожаров.

Если пришла проверка… // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2015. – № 6. – С. 105–110.
Время от времени, планово или внепланово, органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проводят проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С помощью электронной системы «Культура» автор разбирается, в чем особенность проверки учреждения культуры и какие действия должен предпринять его руководитель, встречая представителей надзорной организации. 

Изосина С. И. Командировка по правилам / С. И. Изосина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2015. – № 6. – С. 83–91.
Руководитель кадровой службы БУК ВО «Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина» проводит разбор обычных и нетипичных случаев, связанных с направлением работника в командировку. Порядок действий руководителя и работника, возможные ошибки при оформлении документов и их последствия.
Тема служебных командировок достаточно подробно раскрыта в постановлении Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки».
Почти любой работник может в случае необходимости быть направлен в командировку. Предполагается, что с сотрудником заключен письменный трудовой договор, в текст которого включен пункт о служебных командировках. Если такого пункта нет, то в спорном случае работник вправе отказаться от поездки.
Оптимально, если пункт о служебных командировках включен в Правила внутреннего трудового распорядка, под которым каждый вновь принимаемый на работу сотрудник ставит свою подпись.
Основанием для направления работника в служебную командировку является приказ руководителя учреждения. Работодатель определяет срок командировки, учитывая объем, сложность и другие особенности служебного поручения.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» отменило необходимость оформления командировочных удостоверений и служебных заданий.
С 2015 г. работник должен предъявить к оплате только проездные документы. 
Руководство Вологодской областной библиотеки решило не спешить с нововведениями, тем более что Положение № 749 не содержит запрета на использование командировочных удостоверений и служебных заданий. Любой документ имеет силу в рамках учреждения, если его форма утверждена локальным нормативным актом.
Если решено оформлять командировочные удостоверения, к ним не следует относиться вольно, даже с учетом их «необязательного» статуса. Любая небрежность будет отмечена в акте проверяющего как ошибка.
Особое внимание в статье уделено порядку расчёта командировочных расходов и отчётности за командировку.

Митрофанова С. В. Условия получения стимулирующих выплат / С. В. Митрофанова, Г. А. Новикова // Независимый библиотечный адвокат. – 2015. – № 1. – С. 39–40.
На вопрос читателя, касающийся назначения стимулирующих выплат для работников отдела комплектования и обработки литературы, отвечают ведущие специалисты Российской государственной библиотеки.
Примерными критериями для оценки работы в баллах (стимулирующие выплаты или основание для включения сотрудников отдела в систему стимулирующих выплат) должны быть показатели качества и эффективности выполнения дополнительных обязательств работниками, а не только виды деятельности, которые являются их служебными должностными обязанностями.
Например, такими критериями могут являться:
проведение анализа организации библиотечных фондов, включая процессы комплектования, учёта, обработки, размещения документов и другие;
•отслеживание маршрута (пути) прохождения документов от поступления до выбытия;
•выявление «узких мест», требующих изучения и модернизации, раскрытие резервов повышения производительности труда на различных участках работы;
•модернизация процессов, которые в современных условиях исчерпали свой потенциал;
•внедрение современных электронных технологий;
•проведение, организация исследований по проблематике отдела;
•введение системы управления качеством работы, включая контроль в каждом цикле, процессе, операции;
•разработка локальных методических материалов: рекомендаций, памяток, порядков, актуализация, корректировка документации, например тематико-типологического профиля комплектования, учётной политики;
•осуществление мониторинга: сбор, анализ, обобщение данных, в том числе
•статистических, о состоянии развития и движения документов библиотечного фонда;
•координация и взаимодействие, включая корпоративное, с библиотеками других систем и ведомств;
•повышение квалификации сотрудников;
•участие в работе конференций, научно-практических семинаров и т. п., подготовка докладов, выступлений, обзоров.

Черемисина Н. А. Правила деловой переписки / Н. А. Черемисина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2015. – № 5. – С. 59–72.
В статье представлены разновидности деловых писем и их структура, требования к оформлению делового письма и электронной корреспонденции. Даны шаблоны и примеры.

Комплектование и сохранение фонда
Карпенко В. Д. Маркетинговый подход в развитии системы документоснабжения муниципальных библиотек: проблемы и решения / В. Д. Карпенко // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2015. – № 6. – С. 51–73.
Способы комплектования «бумажного» фонда муниципальной библиотеки гораздо более многообразны, чем может показаться на первый взгляд. Старооскольская ЦБС делится с коллегами своим опытом использования традиционных и инновационных способов: с книготоргующими организациями, издательствами и типографиями, через Интернет и канал «книга-почтой». Библиотека может принимать участие в конкурсах, совместных проектах и благотворительных акциях, сотрудничать с предприятиями «Вторсырья»  и др.

Социальная жизнь местного сообщества
Агбаан А. С. Как создать библиотеку без барьеров / А. С. Агбаан // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2015. – № 6. – С. 31–35.
В статье описан опыт работы муниципальной библиотеки с детьми с особенностями развития: поддержка и консультирование их родителей, создание безбарьерной среды. Предлагается пошаговый разбор успешного проекта – победителя первого Всероссийского конкурса проектов «Культурная мозаика малых городов и сел», благодаря которому удалось решить эти задачи.
Работа с детьми с ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений работы детских библиотек Барун-Хемчикской ЦБС Республики Тыва. Она особенно актуальна в сельской местности, где у детей-инвалидов нет возможности развивать свои творческие и иные способности. Библиотека нужна детям с ограниченными возможностями не только для получения знаний, но и, в большей степени, как место общения со своими сверстниками, творческого развития и отдыха. 
В результате реализации проекта его команде удалось сформировать положительный имидж ЦБС не только в районе, но и во всей республике. У библиотеки появилась реальная возможность оказывать детям-инвалидам помощь. Кроме того, существенно улучшилась материально-техническая база детской библиотеки.
Центр «Библиотека без барьеров» работает не только для детей с ограниченными возможностями, он открыт и для здоровых детей, дети могут совместно участвовать во всех мероприятиях. Одна из целей проекта – снятие коммуникативной проблемы при помощи привития навыков общения детей с особенностями развития со здоровыми сверстниками – и наоборот.

Севостьянова И. Добрым словом друг друга согреем : библиотечный тёплый дом / И. Севостьянова // Библиотечное дело. – 2015. – № 5. – С. 27–29.
С каждым годом возрастает значение работы с людьми, нуждающимися в особом внимании общества, с теми, кому по разным причинам нелегко в жизни
Статья посвящена различным направлениям библиотечной работы с социально-незащищёнными категориями читателей в ЦГБ г. Сарова
Задача библиотеки – помочь этим группам адаптироваться в обществе, путем получения доступной информации, приобщения к книге, обеспечения полноценного досуга, создания безбарьерной среды. С автором можно связаться: pr.lib.sar@gmail.com

Таланова О. Н. Опыт работы культурного центра с сообществами по интересам / О. Н. Таланова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2015. – № 6. – С. 9–18.
Городские сообщества – это особый мир достаточно закрытых групп, ассоциаций, кружков, клубов по интересам. Сообщества отличаются географией, условиями существования, возрастом и социальными характеристиками участников. Цель вступления в сообщество, как правило, одна – общение. Благодаря объединению в сообщество его члены могут знакомиться с интересными людьми, настроенными с ними на одну волну, обмениваться мнениями и опытом.
Официальное оформление отношений между сообществом и учреждением зависит от формы и вида сообщества. Если речь идет о клубе с большим количеством участников, большим числом задействованных пространств, возможно, с местами для хранения инвентаря клуба ввиду их постоянного участия в мероприятиях (например клуб танкового моделизма, клуб настольных военно-тактических игр, для которых необходимо выстраивание ландшафтных диорам, запуск «живых» моделей и т. п.) или о клубе, который родился «с нуля», то разумно определить основные правила взаимодействия между ним и учреждением. В данном случае можно использовать Положение о творческом объединении, закрепить в нем права и обязанности членов клуба по отношению к учреждению и другие моменты, важные для администрации учреждения.
При сотрудничестве с более организованными сообществами, которые, в целях своего развития и более продуктивного сотрудничества с различными организациями, создали юридическое лицо, можно заключить Соглашение по взаимным обязательствам, в котором также определяются права и обязанности, а также обозначаются площади, которые может занимать сообщество. Кроме того, в приложении к этому соглашению можно утвердить график совместных мероприятий.
Известны случаи, когда популярность направления, которым увлекается сообщество, возрастает настолько, что становится интересным перевести его работу на платную основу. Тогда сообщество переходит в статус кружка или студии, в штат учреждения принимается руководитель этого сообщества (руководитель инициативной группы или организатор), и клуб начинает существовать по законам клубного формирования, со всеми сопутствующими документами.
Возможна ситуация, когда в уже сложившихся клубах может существовать система взносов на развитие сообщества или вступление в клуб возможно при соблюдении определенных условий. Но эти условия всегда должны находиться в открытом доступе и быть едиными для всех, и здесь стоит учесть, что чаще всего вопросы размера членских взносов и порядка их уплаты – прерогатива исключительно членов сообщества, а не администрации учреждения.
Дополнительным плюсом функционирования сообществ по интересам является их самодостаточность и практически полная самоорганизованность. Государственное бюджетное учреждение не может позволить полную свободу действий группе людей, официально не входящих в его структуру. Однако в отличие от кружков контроль и координация деятельности сообщества по интересам требует от учреждения значительно меньших трудозатрат и кадровых ресурсов. В принципе курировать сообщество и вписывать график встреч в план работы учреждения может любой сотрудник с административным функционалом либо имеющий отношение к организации мероприятий.

Шуминова И. Этносы разные – семья одна : коммуникация и взаимообогащение / И. Шуминова // Библиотека. – 2015. – № 3. – С. 59–64.
Статья посвящена опыту работы библиотек Лиманского района Астраханской области, где компактно соседствуют русские, калмыки, казахи, татары, чеченцы, даргинцы, аварцы, корейцы. 
При муниципальной администрации действует этноконфессиональный Совет, реализуется целевая программа «Гармонизация этнических и межэтнических отношений, профилактика проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Лиманском районе», рассчитанная на 2013-2015 гг. Работают национальные объединения — «Живой родник» (Общество русской культуры, которое возглавляет директор Лиманской межпоселенческой центральной библиотеки Анна Ширина); «Герел» (Калмыцкое культурное общество, заместитель его председателя – заведующая отделом комплектования той же библиотеки Светлана Горяева), общество народов Северного Кавказа «Кавказ», Общество казахской культуры «Жолдыстык», общество татарской культуры «Дуслык».

Формы и методы организации досуга
Борисова А. С. Девочка, хочешь сниматься в кино? : BVS в детской библиотеке / А. С. Борисова // Библиотечное дело. – 2015. – № 5. – С. 23–24.
Статья посвящена библиотечной видеопродукции и реализации проекта BVS Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина г. Сарова.
Видеопродукция бывает агрессивной и навязчивой, но она легче «цепляет» и удерживает внимание, чем чтение. Библиотекари МКУК «ЦГДБ им. А. С. Пушкина» г. Сарова решили взять на вооружение сильные стороны видеороликов, которыми пестрит интернет. И стали снимать своё видео – о библиотеке, книгах и чтении,  одновременно убивая нескольких зайцев:
сами делают себе рекламу и распространяют её в Сети;
•предлагают детям оригинальный, увлекательный вид досуга – участие в создании видеоролика, причём этот досуг построен на синтезе развивающих библиотечно-педагогических методик;
•расширяют свои знания в области визуальной культуры, проводя методические учёбы в коллективе. Здесь срабатывает эффект личной сопричастности: дети и взрослые, видя на экране своих знакомых и ровесников, не остаются равнодушными. Часто библиотечные ролики распространяются по Сети самими читателями, точно так же они распространяются в городе — их используют педагоги на уроках, ими делятся с друзьями родители «детей-кинозвёзд» BVS.
Библиотекари надеются, что библиотечное видео вызовет интерес к книжке, про которую оно снято, или к тому, что происходит в библиотеке.
Но даже, если процент воздействия на стороннего наблюдателя будет мал, есть ещё дети, которые участвуют в съёмках. А значит — читают, размышляют, и выдают свои креативные идеи о том, как сделать видеоролики о книгах лучше. Именно это приоритетная задача — развивающая индивидуально-групповая работа с читателями, личностное общение с ними, живой разговор о книгах, о чтении, о библиотечной жизни. По сути, это библиотечный клуб. Задумывалось всё именно для этого, хотя эффект оказался шире — проект BVS из числа тех, которые находятся на пересечении реальной и виртуальной жизни библиотеки и эффективно действуют в обоих направлениях.
Библиовидеостудия – увлекательная, комбинированная форма работы, которая начинается с обсуждения идеи будущего фильма, совместного написания сценария, отбора реквизитов, чтения необходимой литературы, репетиции, озвучивания и всего прочего, что связано с видеосъёмками.
BVS хороша и как вариант каникулярной, летней работы, причём она может быть и индивидуальной, и групповой. Библиовидеостудия стала неотъемлемой частью жизни библиотеки. С автором можно связаться: csdb-borisova@yandex.ru

Кашина Н. А. Это совсем не скучно / Н. А. Кашина // Современная библиотека. – 2015. – № 4. – С. 30–33.
Стереотип «библиотека – это тихое скучное место с книжной пылью, суровыми и строгими сотрудницами...» надо разрушать, – считают специалисты Курской областной библиотеки им. Н. Н. Асеева. В статье представлен спектр мероприятий, позволяющих сделать библиотеку местом, куда хочется приходить снова и снова.

Климова М. Г. Где водятся читатели / М. Г. Климова // Современная библиотека. – 2015. – № 3. – С.  8–13.
Автор статьи делится небольшим опытом и некоторыми соображениями по привлечению читателей, особенно молодёжи, в библиотеки в условиях небольшого города.

Козлова Н. Праздник к нам приходит / Н. Козлова // Библиотечное дело. – 2015. – № 3. – С. 43–44.
Материал посвящен проведению публичной библиотечной акции, направленной на развитие семейного чтения.

Информационные технологии и библиография
Айгистов Р. А. Оцифровка архивных и библиотечных документов / Р. А. Айгистов // Библиография. – 2015. – № 2. – С.3–11.
В статье описаны основные проблемы текущих процессов оцифровки различных документов и материалов, хранимых в российских архивах, музеях и библиотеках. Особое внимание уделено действующим методическим рекомендациям и зарубежным подходам к решению юридических и технических проблем в данной сфере деятельности.

Васильева Л. Н Виртуальная справка / Л. Н. Васильева // Современная библиотека. – 2015. – № 2. – С. 64–69.
Автор статьи делится опытом работы по организации службы «Библиограф online» ГОУНБ Красноярского края на базе информационно-библиографического отдела.
Изначально она имела свой особенный «почерк», узнаваемый стиль, благодаря которому приобрела многочисленных постоянных пользователей не только в крае, но и в других городах нашей страны и ближнего зарубежья. За прошедшее время виртуальная служба претерпела значительные изменения в техническом сопровождении. С августа 2012 г. её функционирование осуществляется в рамках автоматизированной библиотечной системы ИРБИС. Это стало возможным благодаря пакетному приложению к web-Ирбис, предназначенному специально для справочно-информационного обслуживания: «Служба «Спроси библиотекаря» (Виртуальная справка). Преимущество приложения в том, что сотрудник использует привычный АРМ «Каталогизатор» с базой данных «Виртуальные службы». Вопросы и ответы сохраняются в БД и создают электронный архив выполненных справок с возможностью простого и комплексного видов поиска. Имеется возможность прикреплять к ответам внешние объекты в виде URL-ссылок, дать ссылку на другие запросы из архива выполненных справок, а также редактировать в случае необходимости ответ на запрос уже после его размещения на сайте.
С момента открытия службы «Библиограф online» прошло целое десятилетие. Сегодня в архиве «Библиограф online»насчитывается более 3300 выполненных справок. Накоплен большой опыт выполнения запросов удалённых пользователей, сформирована определённая технология работы с запросами. До сих пор в деятельности многочисленных виртуальных справочных служб страны вследствие их организационной специфики нет единообразия в методике выполнения запросов, поэтому обращение к данной технологии является актуальной проблемой.

Сайченкова А. В. История в QR-кодах / А. В. Сайченкова // Современная библиотека. – 2015. – № 2. – С.32–35.
Автор статьи делится опытом: как можно представить насыщенную событиями 95-летнюю историю библиотеки в рамках всего одной выставки на примере создания экспозиции, посвящённой юбилею Нижегородской государственной областной детской библиотеки (НГОДБ). Идея заключается в размещении ключевых периодов истории библиотеки на пяти прямоугольных баннерах тканевого полотна с использованием технологии дополненной реальности, более знакомой всем как QR-коды. Благодаря QR-кодированию библиотекари смогли навести «мост» между опубликованными на баннерах сведениями и богатым информацией интернет-пространством. За QR-кодами скрывались ссылки не только на сайт библиотеки, но и на другие ресурсы.

Перспективы и основные направления развития библиотек
Журнал «Библиотечное дело» № 4 за 2015 год посвящён проблемам геокультурного брендинга.

Абрамовских В. Именные библиотеки : призваны стать лучшими / В. Абрамовских , Л. Сокольская // Библиотечное дело. – 2015. – №4. – С. 17–21.
В статье поднимаются различные вопросы библиотечного брендинга. Обощён опыит именных библиотек Челябинской области и РФ, выделены формы и методы, на которые библиотеки делают упор в этой деятельности.

Жарикова Л. П. Нужна ли модернизация методической службы / Л. П. Жарикова //  Современная библиотека. – 2015. – № 3. – С. 14–16.
Заместитель директора ЦБС Белорецкого района Республики Башкортостан представляет систему реорганизации методического отдела ЦБ.
Все основные службы, напрямую не связанные с постоянным обслуживанием читателей, собрали в один комплекс. Полученный информационный комплекс стал общим методическим центром для всех направлений библиотечной работы. Кроме того, на него возлагаются обязанности проведения рекламных компаний и поддержание связей с общественностью, осуществления издательской деятельности, разработки и внедрения новых услуг.
Объединив усилия ведущих специалистов комплекса и снабдив их передовыми технологиями, ЦБС получила библиотечный продукт более высокого качества.
В ЦБС Белорецкого района появилась новая структура – информационный комплекс (ИК) «Наш город», объединивший несколько отделов: библиографический, методический, ЦПИ и маркетинга. Для лучшей координации действий определили куратора из управленческой службы (заместителя директора по основным вопросам). Таким образом, в комплекс вошли как самостоятельные единицы: один руководитель – заведующий комплексом (он же библиограф), один библиограф из бывшего библиографического отдела (ранее там было три человека); один методист из бывшего методического отдела (там тоже было три человека); один программист, один оператор ПВМ из ЦПИ и один маркетолог. Итог оптимизации – три человека.

Замятин Д. Геокультурный брендинг : методология и методика / Д. Замятин // Библиотечное дело. – 2015. – №4. – С. 5–10.
Автор даёт определение и основные характеристики геокультурного брендинга территорий.

Климкина О. Б. Зонирование пространства современной библиотеки с целью привлечения читателей разных возрастов и сфер интересов / О. Б. Климкина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2015. – № 5. – С. 4– 7.
Автор предлагает свои наблюдения и выводы о пользе разделения помещения библиотеки на зоны, предназначенные для разных видов деятельности. Новые пространства сами подсказывают посетителям возможные занятия и правила поведения.

Кравченко М. Именем Горького названа : мемориальная экспозиция как отражение истории библиотеки  / М. Кравченко  // Библиотечное дело. – 2015. – №4. – С. 31–34.
В статье представлена мемориальная экспозиция, посвящённая истории и современной деятельности ЦГБ им. Горького г. Ростова-на-Дону.

Просекова С. Н. Библиотечные встречи и размышления / С. Н. Просекова // Современная библиотека. – 2015. – № 2. – С. 8–15.
Автор представляет очерк о проблемах и перспективах развития библиотечной сферы в её понимании.
«Обновляться» – это ключевое слово, означающее не только замену интерьера, обновление фондов, условия и формы работы с пользователями и уровень квалификации сотрудников
Перевод общедоступных библиотек на платную основу неизбежно приведёт к снижению интереса к чтению, падению интеллектуального потенциала общества. Для многих людей книга станет недоступной. О различных видах социальной помощи говорится и делается много, но почему-то библиотечное бесплатное обслуживание подвергается сомнению, оспаривается, а точнее – просто не рассматривается. О значении просветительской деятельности библиотек вспоминается крайне редко.
Положение дел в нашей сфере требует скорейшего и всестороннего изучения и оперативной модернизации.
Требование времени о реформировании действительно назрело.  Для принятия кардинальных решений, опираясь на результаты исследований, необходимо было бы, прежде всего, разработать развёрнутую концепцию, подробную программу поэтапной реорганизации системы, в том числе оптимизации сети библиотек, не только общедоступных, но и других, ведомственных. Нередко библиотеки одного типа буквально соседствуют с другими в одном районе, часто на одной и той же улице; одна - для всех, другая - только для служащих какого-либо ведомства. Это не означает, что нужно открыть двери всех ведомственных библиотек, изменить режим доступа. В закрытых библиотеках банков, офисов, учреждений силовых структур, учебных заведений и других собирается литература, которая часто бывает нужна читателям, не имеющим доступа в них. В плане оптимизации многоведомственной системы должны быть созданы современные условия, при которых необходимая в таких случаях литература может на время предоставляться пользователю, возможно в электронном виде. Раньше эти функции выполнял межбиблиотечный абонемент (МБА), ныне утративший, по мнению автора статьи,  свою функциональность.

Скрынникова Л. Творческое имя и особенности его репрезентации в региональных культурно-коммуникативных практиках / Л. Скрынникова // Библиотечное дело. – 2015. – №4. – С. 11–16.
В статье рассматриваются вопросы брендинга регионов РФ.

Выпуск № 6 журнала «Библиотечное дело»  за 2015 год посвящён ХХ юбилейной ежегодной конференции РБА, проходившей в городе Самаре. 

Плохотник Т. Где пересекутся параллельные прямые? : обсуждаем классические и новые форматы чтения / Т. Плохотник // Библиотечное дело. – 2015. – № 5. – С. 19–22.
В статье представлен рассказ о прошедшей в Нижегородской области научно-практической конференции «Два формата: взаимосвязь реального и виртуального в деятельности библиотек».
Сама формулировка названия предполагала не только рассмотрение вопросов и проблем, связанных с пересечением «параллельных прямых» — реальной и виртуальной библиотечной деятельности, но и продуктивный диалог представителей разных профессий и библиотечных представителей различных типов и видов библиотек. Организаторами были реализованы следующие задачи:
выявить научный потенциал социологической, педагогической, библиографической сфер знаний, создать ситуацию профессионального диалога, имеющего ввиду взаимопроникновение и обогащение методик воспитания читательской личности, относящихся к различным сферам социально-культурной деятельности;
•обеспечить дискуссионный характер большинства мероприятий конференции.
Дискуссия позволила выявить некоторые аспекты, остающиеся на периферии внимания профессионального сообщества:
эффективность использования гаджетов в библиотеке,
 целесообразность использования различных веб-сервисов в библиотеке, их дифференцированный выбор в конкретных ситуациях библиотечного обслуживания,
 взаимосвязь преподавания литературы в школе с деятельностью библиотек, возможности раннего влияния развивающих библиотечных методик на воспитание читающей личности,
 расхождение взглядов на библиотечное развитие среди сотрудников библиотек разных типов и видов (федеральных, областных, муниципальных, межпоселенческих).
Конференция стала фактором консолидации представителей профессионального сообщества различных регионов, а так же различных сфер социально-гуманитарной деятельности.

Список профессиональных журналов:
1.Библиография. 
2.Библиотека. 
3.Библиотечное дело. 
4.Независимый библиотечный адвокат. 
5.Современная библиотека. 
6.Справочник руководителя учреждения культуры. 
В обзоре использованы материалы Т. Г. Горбуля, гл. библиотекаря отдела научно-исследовательской и методической работы ВОУНБ им. М. Горького.

Комментариев нет:

Отправить комментарий